Консультация для родителей "Развитие дыхания детей с нарушениями речи"
консультация (средняя группа)

Лариса Сергеевна Типаева

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие дыхания детей с нарушениями речи

Что такое речевое дыхание?

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:

Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.

Предлагаем последовательность работы над постановкой речевого дыхания

Первый этап:

 Цель: Улучшить функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

 1. Вдох и выдох через нос.

2. Вдох и выдох через рот.

3. Вдох через нос, выдох через рот.

4. Вдох через рот, выдох через нос.

5. Подышать одной ноздрей, потом другой.

Второй этап:

 Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох. Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать

1. «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.

 2. Подуть на огонек свечки, сделанной из цветной бумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках или сделанные из фольги и. т. д.

 3. Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.

4. Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места

5.«Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.

6. «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.

7. «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.

Третий этап:

 Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго. Сначала гласные, потом согласные.

1.Длительное протяжное произнесение гласных звуков. «Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

2. Длительное произнесение согласных звуков. «Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

3. Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

Четвертый этап:

Цель: Развитие речевого дыхания.

Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы. Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

1. «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».

 2. Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».

5. Фразы с использованием приема наращивания. Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.

Пятый этап:

 Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

1. Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.

2. Пересказ сказок.

 3. Разучивание стихов.

4. Пение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это  энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. В...

31.05.2020 Консультация для родителей "Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи            Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система...

Консультация для родителей "Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

     Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для п...