« Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет»
занимательные факты (младшая группа)

Трыкова Анна Викторовна

« Артикуляционная  гимнастика  для  детей  3-4 лет»

Цель: оказание практической помощи родителям в коррекции произношения звуков, развития артикуляционного аппарата, формировании слухового восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трыкова А.В.

Консультация  для  родителей

« Артикуляционная  гимнастика  для  детей  3-4 лет»

Цель: оказание практической помощи родителям в коррекции произношения звуков, развития артикуляционного аппарата, формировании слухового восприятия.

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Важно помнить, что в возрасте 3-4 лет вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.

В начальный период артикуляционную гимнастику лучше проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что «делает» язык.  Артикуляционную гимнастику лучше проводить в виде сказки 5-7 минут. Необходимо набраться терпения, так как выполнять артикуляционные упражнения ребенку, порой, бывает трудно. Никогда не ругайте ребенка! Больше похвалы и поощрения- в этом залог успеха.

 Комплекс  упражнений:

Язык в ротике живет,

Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя-

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас

Посмотреть, кто встретит нас!

« У входа в зоопарк Язычок увидел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек, другой и воскликнул: « Ах, как приятно пахнет!»

«Здравствуй, милый мой цветочек!»-

Улыбнулся Язычок.

Я с тобою поиграю,

Аромат твой повдыхаю!»

( Вдох через нос – «нюхать» цветок. На выдохе произнести: «Ах, как пахнет!».

Повторить 2-3 раза).

 За воротами зоопарка пруд. А там- Бегемотик!

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота-

Пошутить над ним охота.

( Учимся широко и свободно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления).

Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая! Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом

По пруду плывет,

На прогулку лодочку

Язычок зовет!

( Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки, умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении).

Подбежал тут к нам щенок,

Хвостиком махая.

Улыбается щенок-

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог.

Вот, смотри, сейчас!

( Учимся делать упражнение «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время отдохнуть и расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим-Слоник!

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет!

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

(Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Мы пошли гулять по зоопарку дальше.

Раз-лягушка с толстым брюшком,

Два- большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем ту лягушку поливал из шланга он.

(На «раз»-губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «Два»- губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполняем 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ).

А вот и домик Хомячка!

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже-

Хомячку сейчас поможем!

(Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Устала собачка, и дышит устало,

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит!

( Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот, кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.

Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Котенок любит молоко:

Нальешь- и нет ни капли вмиг!

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

(Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений языком как бы «лакая» молоко. Закрываем рот, убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я!

Язычок лежит широкий,
И, как чашечка, глубокий.

( Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок , закрыть рот, расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Время очень быстро мчало, мы часов не замечали.

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов,

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

(Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Мы пришли к вольеру Мишки.

Знает это весь народ-

Любит Мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

( Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторять упражнение 3-4 раза).

Мы пошли дальше и взошли на мостик. 

Выгни язычок, как спинку,

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, посмотри, дружочек,

Он по мостику идет.

(Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза).  

Так проходит час, другой. Язычку пора домой!  



Предварительный просмотр:

Трыкова А.В.

Консультация  для  родителей

« Артикуляционная  гимнастика  для  детей  3-4 лет»

Цель: оказание практической помощи родителям в коррекции произношения звуков, развития артикуляционного аппарата, формировании слухового восприятия.

Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Важно помнить, что в возрасте 3-4 лет вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.

В начальный период артикуляционную гимнастику лучше проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что «делает» язык.  Артикуляционную гимнастику лучше проводить в виде сказки 5-7 минут. Необходимо набраться терпения, так как выполнять артикуляционные упражнения ребенку, порой, бывает трудно. Никогда не ругайте ребенка! Больше похвалы и поощрения- в этом залог успеха.

 Комплекс  упражнений:

Язык в ротике живет,

Никогда не устает.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя-

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

В зоопарк пойдем сейчас

Посмотреть, кто встретит нас!

« У входа в зоопарк Язычок увидел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек, другой и воскликнул: « Ах, как приятно пахнет!»

«Здравствуй, милый мой цветочек!»-

Улыбнулся Язычок.

Я с тобою поиграю,

Аромат твой повдыхаю!»

( Вдох через нос – «нюхать» цветок. На выдохе произнести: «Ах, как пахнет!».

Повторить 2-3 раза).

 За воротами зоопарка пруд. А там- Бегемотик!

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота-

Пошутить над ним охота.

( Учимся широко и свободно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления).

Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая! Давайте покажем, какой был парус у лодочки.

Лодочка под парусом

По пруду плывет,

На прогулку лодочку

Язычок зовет!

( Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки, умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении).

Подбежал тут к нам щенок,

Хвостиком махая.

Улыбается щенок-

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог.

Вот, смотри, сейчас!

( Учимся делать упражнение «Улыбка». Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время отдохнуть и расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим-Слоник!

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет!

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

(Учимся делать упражнение «Хоботок». Вытягиваем губы вперед, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Мы пошли гулять по зоопарку дальше.

Раз-лягушка с толстым брюшком,

Два- большой и добрый слон.

Ежедневно на опушке,

Посадив ее в кадушку,

Как под душем ту лягушку поливал из шланга он.

(На «раз»-губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «Два»- губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполняем 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ).

А вот и домик Хомячка!

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже-

Хомячку сейчас поможем!

(Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Устала собачка, и дышит устало,

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит!

( Учимся делать упражнение «Лопата». Широко открываем рот, кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд.

Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Котенок любит молоко:

Нальешь- и нет ни капли вмиг!

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

(Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко». Широко открываем рот, делаем 4-5 движений языком как бы «лакая» молоко. Закрываем рот, убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я!

Язычок лежит широкий,
И, как чашечка, глубокий.

( Учимся делать упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок , закрыть рот, расслабиться. Повторяем упражнение 3-4 раза)

Время очень быстро мчало, мы часов не замечали.

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов,

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

(Учимся делать упражнение «Маятник». Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем упражнение 3-4 раза).

Мы пришли к вольеру Мишки.

Знает это весь народ-

Любит Мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

( Учимся делать упражнение «Вкусный мед». Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторять упражнение 3-4 раза).

Мы пошли дальше и взошли на мостик. 

Выгни язычок, как спинку,

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, посмотри, дружочек,

Он по мостику идет.

(Учимся делать упражнение «Мостик». Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться. Повторить упражнение 3-4 раза).  

Так проходит час, другой. Язычку пора домой!