Консультация для родителей "Нейроигры для развития саморегуляции, самоконтроля и интеллекта детей"
консультация

Полева Галина Петровна

Каждому родителю непременно хочется, чтобы его ребенок был не только здоровым, физически развитым, умным, но  и владел навыками самоконтроля, т.е. хорошо вел себя, умел управлять своим поведением. Некоторые родители удивятся, но развитию вышеперечисленного способствуют многие детские игры. Это такие всем известные игры, как например, «Классики», «День-ночь» и т.д.  В данных играх содержится нейропсихологический метод, т.е. междисциплинарный подход, а это идеальный способ развития и двигательных навыков, и координации движений, и самоконтроля, и познавательных функций. Ведь удержание в памяти моторной программы плюс когнитивная инструкция, которую нужно выполнить на слух, очень хорошо развивают саморегуляцию и самоконтроль. Рассмотрим,  в каких еще детских играх имеется нейропсихологический метод. Но нужно понимать, что для каждого ребенка необходимо подбирать те игры, которые необходимы ему в данный момент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области        

 средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский    Самарской области

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

«Нейроигры для развития саморегуляции, самоконтроля и интеллекта детей»

C:\Users\User\Desktop\1644411014_1-abrakadabra-fun-p-malchik-i-devochka-klipart-1.png

Подготовила:

педагог-психолог

Полева Г.П.

2023-2024 у.г.

«Нейроигры для развития саморегуляции, самоконтроля и интеллекта»

Каждому родителю непременно хочется, чтобы его ребенок был не только здоровым, физически развитым, умным, но  и владел навыками самоконтроля, т.е. хорошо вел себя, умел управлять своим поведением. Некоторые родители удивятся, но развитию вышеперечисленного способствуют многие детские игры. Это такие всем известные игры, как например, «Классики», «День-ночь» и т.д.  В данных играх содержится нейропсихологический метод, т.е. междисциплинарный подход, а это идеальный способ развития и двигательных навыков, и координации движений, и самоконтроля, и познавательных функций. Ведь удержание в памяти моторной программы плюс когнитивная инструкция, которую нужно выполнить на слух, очень хорошо развивают саморегуляцию и самоконтроль.

Рассмотрим,  в каких еще детских играх имеется нейропсихологический метод. Но нужно понимать, что для каждого ребенка необходимо подбирать те игры, которые необходимы ему в данный момент.

Хлопки в ладоши

Это одна из игр со словом «стоп». Они подразумевают некую паузу, остановку и связаны с развитием умения ждать. Взрослый говорит: «Хлопай в ладоши. Когда я скажу: „Стоп!“, ты должен остановиться». Можно в этот момент руки развести или, наоборот, сомкнуть. Важно, чтобы ребенок выполнял инструкцию.

Сначала мы озвучиваем правила. Если ребенок хорошо справляется, не нарушает правила и четко выполняет инструкцию, игру можно усложнить и начать ребенка путать. Например, говорить «стол» вместо «стоп». При неправильном слове он должен продолжать действие (хлопать, идти и т. д.).

Именно в этот момент и происходит регуляция и контроль. На первый взгляд, эта игра очень простая, но в действительности она может вызывать затруднения у детей дошкольного возраста, особенно если у ребенка есть трудности с поведением. В данную игру можно играть не только с одним ребенком, но и с группой детей. В этом случае она потребует от игроков еще большей сосредоточенности, так как в коллективе много разных отвлекающих факторов.

Игра со стульчиками

Стулья расположены в ряд или в круг. Количество стульев — на один меньше, чем игроков. Пока музыка играет, дети бегают, как только останавливается — каждый должен сесть на стул. Кому не хватило стула, тот выбывает из игры.

Регулятор громкости

Взрослый говорит ребенку: «У меня есть регулятор громкости. Когда я держу руку вверху, ты говоришь громко, когда внизу — тихо». Ребенок видит зрительную инструкцию и регулирует с ее помощью свои действия. Данная игра очень подходит для детей с СДВГ.

День — Ночь

Если ведущий дает команду: «День!», игроки бегают. Как только он скажет: «Ночь!», все должны остановиться.

Рыбка

Взрослый держит перед собой горизонтально согнутую в локте левую руку. Под рукой — море, над рукой — небо. Правая рука — рыбка. Взрослый говорит ребенку: «Когда рыбка плывет в море, ты хлопаешь, если она выпрыгивает из воды, ты должен остановиться и перестать хлопать». Игра развивает самоконтроль, внимательность и контактность («Смотрю на ведущего и понимаю, что от меня требуется»).

Светофор

Для игры понадобятся 3 квадрата из фетра или цветной бумаги зеленого, красного и желтого цветов. Игра проводится за столом. Когда взрослый показывает зеленый квадрат, ребенок должен хлопать по столу ладонями, желтый — стучать по столу кулаками, красный — хлопать в ладоши. Можно менять темп.

Черный, белый не бери, «да» и «нет» не говори

Взрослый задает ребенку вопросы, на которые нельзя отвечать с помощью слов «черный», «белый», «да» и «нет». У ребенка замена этих слов происходит как раз через регуляцию познавательной функции. В эту игру можно играть в пути, на прогулке.

Игры за столом

Выкладываем перед ребенком на столе 4 фетровых квадрата синего, желтого, красного и зеленого цвета. Спрашиваем его, какой рукой он будет выполнять задание. Другую руку он должен убрать под стол. Взрослый говорит (делая паузу после каждой команды): «Постучи кулаком по синему! Постучи по желтому! Постучи по зеленому! Погладь красный!» Как правило, по инерции на последней команде ребенок стучит по красному.

Далее усложняем задачу, подбирая похожие по звучанию, но разные по смыслу задания: «Переверни желтый! Помни́ красный!» и т. д. Далее дается сразу двойная команда: «Постучи по синему, потом постучи по красному!» Обычно в этот момент ребенок достает из-под стола вторую руку. За этим нужно следить. Смысл в том, чтобы ребенок учился сдерживаться.

Моторные ряды

Для игры понадобятся разноцветные пластиковые жетоны. Ребенку предлагают выложить ряд из жетонов, чередуя цвета.

https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/storage/articles/May2023/%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D1%8F%D0%B4.jpg

Затем поочередно каждой рукой ребенок «проходит» ряд, располагая напротив желтого жетона ладонь, напротив зеленого — кулак.

Классики

Необычайно полезны в плане развития не только двигательных, но и психических функций давно известные игры в классики и в десяточки. Классики теперь не обязательно рисовать мелом на асфальте, их можно купить уже в готовом виде и использовать даже дома. А при игре со скакалкой можно не только прыгать, но и

Сделай наоборот

Взрослый говорит: «Я поднимаю руки, ты должен опустить. Я поднимаю правую руку, ты — левую» и т. д.

Сколько шагов?

Идя по улице, нужно выбрать объект — дерево, лавочку, качели и т. п. Необходимо остановиться заранее и спросить у ребенка: «Как ты думаешь, сколько до дерева шагов?» В этой игре отрабатывается целеполагание. Ребенок предполагает, выполняет задание, сравнивает полученный результат со своим предположением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СИСТЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемыАнализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулиро...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста "В сказочной стране эмоций"

Возраст целевой группы: 4 – 5 летЦель пособия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи пособия:- закрепление знаний детей об эмоциональных состояниях;- активизация словаря эмоциональн...

Система развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в различных сферах.Серьезные изменения в общественной жизни вызывают необходимость преобразования основных со...

"Развивающие игры как средство развития творческих способностей и интеллекта детей"

Консультация для педагогов ДОУ, в которой рассказывается о роли развивающих игр в формировании логического мышления, об их особенностях и методике организации...

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

Презентация «Использование сказкотерапии для развития эмоционального и коммуникативного интеллекта детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия - один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, реша...

Проект "Кинезиологические упражнения в развитии физического здоровья и интеллекта детей старшего дошкольного возраста"

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед нами, педагогами, задачу поиска эффективных форм, приёмов, технологий в   этих нарушений.  ...