Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ
статья

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и эмоциональному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Полуян Наталья Владимировна

Логопед

Алексейчук Евгения Анатольевна

Педагог-психолог

ЛОГБУ «Тосненский

социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних

 «Дельфинёнок»

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей с инвалидностью

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и эмоциональному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Темная сенсорная комната позволяет выполнять следующие виды психологического и коррекционного воздействия:

– релаксация, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

– стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей и подростков с ОВЗ, родителей и педагогов (развитие, коррекция, а в ряде случаев и восстановление у них моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности);

– фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;

– повышение психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;

– развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых;

– коррекция психоэмоциональных состояний.

- обогащение словаря

- развитие лексико-грамматического строя речи

 - развитие речевого\не речевого дыхания

Комплектование сенсорной комнаты следующие: пуфики-кресла с гранулами; детские подушечки с 40; трапеция с гранулами; макси пуф; маты с гранулами 40 напольные; сухой бассейн на 2000 шаров; пуфики-кресла «Груша» с гранулами; прибор для создания динамического успокаивающего эффекта, модель «Плазма 250»; детский игровой сухой душ; волшебная нить с контроллером; музыкальный центр SAMSUNG MM-E320; детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной; светильник «Фонтан света» ; панель интерактивная «Лунная ночь»; панно «Живая вода»; фонтан комнатный; интерактивная панель «Осенний лист»; детский подвесной цилиндр; учебное пособие «Сенсорная комната – мир здоровья» на СD, резиновые мячи, светильник «пламя».

Уровень затемнения варьируется в зависимости от цели и задач занятия, также это связано с основным нарушением обучающихся, воспитанников , даже передвигающиеся самостоятельно, могут споткнуться или не рассчитать шаг, чтобы увеличить видимость, оставляется некоторый процент освещения. Важная особенность такова, что среда кабинета довольно мобильна для того, чтобы ребята, передвигающиеся на колясках, могли самостоятельно переходить от задания к заданию (например, от сухого душа к пузырьковой колонне или световому столу с песком).

Световой стол для рисования специальным песком позволяет проводить занятия для воспитанников, их родителей и педагогов. Занятия способствуют раскрытию творческих способностей, снимают напряжение, обогащают эмоциональный уровень, способствуют успешному взаимодействию со взрослыми. При комплектовании групп важно учитывать ограничения в использовании световых и звуковых приборов, обращать пристальное внимание на такие значимые моменты, как заключение ПМПК, основной диагноз ребенка и сочетанные дефекты (например, СДВГ, склонность к эпилептическим приступы, аутизм и т. д.).

Как показывает опыт, младшие школьники с тяжелыми множественными нарушениями развития довольно часто оказываются неговорящими. С учетом этого обстоятельства на занятиях с такими детьми используются альтернативные способы коммуникации, занятия отличаются длительностью от занятий с нормально развивающимися сверстниками. Как правило, продолжительность варьируется от 15 минут в начале года и увеличивается до 40 минут к концу первого полугодия.

Системная работа в сенсорной комнате стимулирует любознательность, способствует развитию воображения. Благодаря профессионализму специалистов, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата проявляют желание и пытаются пройтись с опорой на руки, или спускаются с кресел и с удовольствием проводят время занятия в мягкой среде комнаты. Полифункциональная среда является мощным ресурсом с точки зрения создания условий для выравнивания возможности детей, поддержания атмосферы безусловного принятия каждого, снятия напряжения.

Наша сенсорная комната используется для индивидуальных и интегрированных подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении. Занятия проходят индивидуально и с подгруппой 1 раз в неделю.

Работа проводится в следующих направлениях:

– релаксационные упражнения, которые снижают тревожное состояние, агрессивность, обучают саморегуляции;

– стимулирующие упражнения, направленные на активизацию и развитие у детей речевой деятельности, сенсорного восприятия: зрительного, слухового и пространственного восприятия.

Занятия в сенсорной комнате показывают, какой мощный коррекционно-развивающий потенциал содержит ее оборудование.

Сенсорная комната – это новая развивающая интерактивная среда, позволяющая ребенку делать то, что ему интересно, эффективный ресурс психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Список использованных источников

1. Казаку Л.В. Занятия в сенсорной комнате ДОУ / Л.В. Казаку // Образовательные проекты «Совенок». – 2013. – № 5. – URL: http://www.covenok.ru/kids/issue/130209.htm 

2. Сборник методических пособий для работы в сенсорной комнате. – URL: http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf 

3. Семаго Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. – 2010. – № 16. – С. 38.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство обр. и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – С. 4– 9.

5. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П., Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.:СОЮЗ, 2001.

6. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб, КАРО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактические разгрузки в полнофункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате.

Предсталенный материал будет полезен для психологов и педагогов заинтересованных в проведении профилактических мероприятиях напрвленных на сохрание эмоционального комфорат и благополучия детей....

Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты в развитии детей с ЗПР.

Коррекционно-развивающая работа в условиях темно    сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение ...

Методическая разработка «Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты»

Методическое пособие представляет практический материал для совместной деятельности с детьми раннего возраста в сенсорной комнате. В пособии подробно изложены приемы использования игровой деятельности...

Методическая разработка "Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты"

Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми с огрниченными возможностями здорровья в условиях темнмой сенсорной комнаты....

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....

Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты

ВГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождение дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных составляющ...