Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты в развитии детей с ЗПР.
материал на тему

Столчнева Татьяна Николаевна

Коррекционно-развивающая работа в условиях темно    сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.

В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, слабого и сильного, заботливого и равнодушного.

 В результате использования сказки у детей с ЗПР проявляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с ЗПР проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_komnata_v_razvitii_detey_s_zpr.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты в развитии детей с ЗПР.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР – низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому у них нет целостности восприятия, они не могут охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Для адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений.

Коррекционно-развивающая работа в условиях темно         сенсорной комнаты предполагает не столько знакомство детей с ЗПР с интерактивным оборудованием, сколько непосредственное привлечение их к активному участию в сенсорно-перцептивной, моделирующей и речевой деятельности. Это способствует развитию инициативы, творческой активности, воображения, формирует чувство самоценности и самодостаточности.

В ходе работы со сказками ребенок на вербальном и эмоциональном уровне учится осознавать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерять на себя роли обидчика и обиженного, слабого и сильного, заботливого и равнодушного.

 В результате использования сказки у детей с ЗПР проявляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с ЗПР проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

По мере расширения сферы общения дети с ЗПР испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок с ЗПР учится преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами и своим поведением.

Использование в коррекционно-развивающий работе с детьми с ЗПР полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты и психотерапевтических практик сказкотерапии и игротерапии позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями, способствует модификации, трансформации поведения, от чего впоследствии будет зависеть успешность учебной, трудовой деятельности ребенка с ЗПР, а самое главное – его социализация в обществе.

Цель: создание оптимальных условий для социализации и развития личности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Основные задачи:

1.        Оказание поддержки в раскрытии потенциальных возможностей: осознании своего реального «Я», формировании самооценки, разрешении внутренних конфликтов.

2.        Коррекция мнимых и истинных страхов, неадекватных форм поведения.

3.        Снижение числа детей «группы риска» с дезадаптацией и незрелым уровнем развития.

Занятия в полифункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате с использованием сказкотерапии и игротерапии для детей 5-6 лет с ЗПР.

Оборудование темной сенсорной комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения. В ряде занятий световые эффекты выступают фоном, усиливающим эффект совместного взаимодействия ребенка и взрослого с различными дидактическими игрушками, реальными предметами.

Оборудование темной сенсорной комнаты состоит из:

  • Мягкие пуфики
  • Кресло-пуфик
  • Детский игровой «сухой» бассейн
  • Напольные маты
  • Проектор «Звездное небо»
  • Воздушно-пузырьковая стена
  • Массажное оборудование (массажный коврик, массажные мячи мячи-антистресс)
  • Мерцающие занавеси (декоративный световой модуль на базе оптического волокна в виде тучи)
  • Музыкальная среда (магнитофон, набор СD-дисков для релаксации)

Структура занятий.

Организационная часть.

Цель: ослабление телесных и эмоциональных зажимов, создание атмосферы принятия и доверия.

  • Знакомство, приветствие
  • Кинестетическое  или дыхательное упражнение

Основная часть.

Мотивационная.

Введение в игровую ситуацию, придающее деятельности занятия поисковый характер. Предлагается проиграть (пережить) эту ситуацию.

Практическая.

 Создание познавательной основы путем беседы, направленной на уточнение уже имеющихся представлений и обогащение их новым содержанием с использованием интерактивного оборудования и психотерапевтических практик.

Активное действие. Взаимодействие с интерактивной средой. Выбирается световой прибор, позволяющий создать необходимую ситуацию для сенсорно-перцептивной деятельности. При этом формируется положительная эмоционально-волевая стабильность, активизируется познавательная деятельность, открываются возможности для раскрытия творческого потенциала детей.

Завершающая часть. Подведение итогов, ритуал прощания.

    В зависимости от цели и задач конкретного занятия в одной и той же сказки могут быть использованы различные упражнения.

Упражнения могут быть направлены на:

1. Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.

2. Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле. Определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение-расслабление, твердость-мягкость, тяжесть-легкость и др)

3. Формирование навыка управлять мышцами тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.

4. Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряжённость, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность.

5. Тренировка восприимчивости, умение чувствовать окружающее пространство

Помимо сказкотерапии, которая направлена интеграцию личности, развитие творческих способностей, совершенствования взаимодействия с окружающим миром и игротерапии, направленной на преодоление психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и социальному развитию присутствует следующие методы работы это:

1. Цветотерапия (повышает уровень коммуникативной сферы детей, их эмоциональную отзывчивость).

2. Светотерапия (обогащает сенсорный опыт).

3. Звукотерапия, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).

Результаты.

1. Расширение представлений у детей с ЗПР об эмоциях и связанных с ними физических состояниях (эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность).

2. Сформированность навыка управления мышцами своего тела: расслаблять или напрягать их по собственному желанию.

3. Повышение уровня восприимчивости, умения чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с окружающими людьми и различными предметами.

4. Повышение уровня произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем.

5. Развитие способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями.

6. Развитие умения концентрироваться на зрительных образах.

7. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактические разгрузки в полнофункциональной интерактивной среде темной сенсорной комнате.

Предсталенный материал будет полезен для психологов и педагогов заинтересованных в проведении профилактических мероприятиях напрвленных на сохрание эмоционального комфорат и благополучия детей....

Методическая разработка «Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты»

Методическое пособие представляет практический материал для совместной деятельности с детьми раннего возраста в сенсорной комнате. В пособии подробно изложены приемы использования игровой деятельности...

Методическая разработка "Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты"

Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми с огрниченными возможностями здорровья в условиях темнмой сенсорной комнаты....

Интегрированное занятие с участием педагога-психолога и логопеда с использованием интерактивной среды темной сенсорной комнаты в условиях реализации ФГОС ДО как фактор, положительно влияющий на развитие речи и эмоционального интеллекта детей сОВЗ

Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья нацеливают специалистов на создание развивающей образовательной среды, способствую...

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....

Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты

ВГОС ДО в качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождение дошкольников определяет формирование, развитие и коррекцию их познавательных процессов и социально-личностных составляющ...