Консультация для родителей "Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом заключении"
консультация

Жижина Ольга Владимировна

Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_shifrovki.docx101.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Консультация учителя-логопеда для родителей

детей дошкольного возраста

 «Логопедические шифровки

или разбираемся в логопедическом заключении»

После прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ребенку выдается заключение и у многих родителей возникает паника при прочтении его, так как данное заключение выглядит для них как набор непонятных слов. А незнание расшифровки заключения как правило порождает панику и поэтому родители ребенка не знают, что делать или начинают отрицать наличие проблем.

Итак…. Попробуем расшифровать. Наиболее распространенными дефектами речи являются:

ДИСЛАЛИЯ

Нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха.

Самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей.

Прогноз и профилактика.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

ФФНР - фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Прогноз и профилактика.

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

ОНР - общее недоразвитие речи

Нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Прогноз и профилактика.

Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет).

Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

ДИЗАРТРИЯ

Это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту». Дети-дизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже их нелегко приучить к твёрдой пище. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику. Часто логопеды работу с данной категорией детей сравнивают с «рисунком на песке» — уж слишком быстро дизартриками утрачиваются умения и навыки, полученные на занятиях.

Прогноз и профилактика.

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции.

ЗАИКАНИЕ

Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики. 

Прогноз и профилактика.

Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

АЛАЛИЯ

 Это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. 

Различают моторную алалию, когда ребёнку сложно воспроизводить речевые движения, и сенсорную, при которой нарушено понимание речи. Диагноз «алалия» чаще всего ставят трёхлеткам, которые до 3 лет «молчали» и «мычали». Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом по развитию всех компонентов речи: понимание речи, развитие грамматики, обогащение словаря, произношение.

Прогноз и профилактика.

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. 

  

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы логопеда.

Желаю удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

 

Материал подготовила: учитель-логопед Жижина О.В.