Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба "Здоровая семья на тему Логопедия на кухне"
материал

Кузнецова Ирина Борисовна

Здравствуйте, уважаемые родители!

 

     Сегодня мы с Вами будем говорить о логопедических играх, которые можно проводить на кухне.

      Часто мы слышим от родителей вопрос: «Когда позаниматься с ребенком?». Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Сегодня мы будем учиться играть с детьми (вами)... на кухне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

      «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Семинар-практикум для родителей в рамках

Родительского клуба «Здоровая семья»

на тему

  «Логопедия на кухне»

Составитель: Кузнецова И. Б.

Воспитатель  I  кв. категории

                                                 г.Аша, 2020 г.

Здравствуйте, уважаемые родители!

 

     Сегодня мы с Вами будем говорить о логопедических играх, которые можно проводить на кухне.

      Часто мы слышим от родителей вопрос: «Когда позаниматься с ребенком?». Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи. Сегодня мы будем учиться играть с детьми (вами)... на кухне.

    «Вот уж неподходящее место для игр!»- скажете вы. Конечно, ведь там так много дел. Надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, совершенно усталая мама добирается до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать?

    Сегодня мы поучимся не разделять эти процессы во времени и пространстве. Мы найдем способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне.

    В ходе мастер класса хотелось бы показать применение некоторых обычных предметов и домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а также как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.

Все игры можно разделить на группы:

·         игры для развития речевого дыхания,

·         игры на развитие мелкой моторики,

·         игры на развитие звукового восприятия,

·         игры на обогащение словарного запаса,

·         игры на развитие грамматического строя речи.

 

Для начала мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.

     Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи. Это считается одним из необходимых и значимых условий в постановке звуков. Ведь все звуки мы произносим на выдохе. 

  - Для развития речевого выдоха и вдоха, можно попробовать подуть на воду, налитой в стакан через коктейльную палочку в стакане, изобразить бурлящую воду. (маму попросим).

  - Тарелка с водой. В ней плавают кораблики. Подуть. (маму просим)

   - Для задержки дыхания попробуем перекладывать макароны с помощью трубочки на другую тарелку. (показать)

Конечно же, многие мамы знают о пользе развития мелкой моторики рук для развития речевых навыков и позволяют своим малышам поиграть на кухне с крупами.

Крупу можно перебирать, просеивать через сито, пересыпать из одной емкости в другую с помощью ложки или просто так, рисовать пальчиками на рассыпанной на плоском подносе манке, делать аппликации крупой на пластилине или клее, искать спрятанные в крупе мелкие игрушки, проталкивать горошины или фасоль в узкое горлышко бутылки, нанизывать макароны на шнурок и т.д. Разнообразие занятий с крупами ограничено лишь вашей фантазией, и каждое из них будет по-своему полезно для крошечных пальчиков.

II. Практическая деятельность

Предлагаю  Вам сейчас побыть в роли детей  и поиграть  в некоторые игры.

«Перебрать фасоль и горох»

 «Бусы». Нанизать макароны на шнурочек.

«Колодец».  Сделать из спичек колодец.

  «Порисовать пальчиками на манке»

И пока мы заняты делом, предлагаю поиграть в игру

«Доскажи словечко» - взрослый предлагает ребёнку закончить предложения в стихотворении:


                          Я захотел устроить бал,
                          И я гостей к себе…. (позвал).
                         Я взял муку и взял творог,
                          Испёк рассыпчатый …(пирог).
                          Пирог, ножи и вилки тут,
                          Но что-то гости не…. (идут).
                          Я ждал, пока хватило сил,
                         Потом кусочек…(откусил).
                         Потом подвинул стул и сел
                         И весь пирог в минуту… (съел).
                         Когда же гости подошли,
                         То даже крошек… (не нашли).

    И так, можно использовать любое стихотворение, которое ребенок может продолжить. А можно составлять предложения самим, например:

Мама принесла из магазина хлеб…

Кухня – подходящее место и для развития звуковосприятия. Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки. Потрите на терке сырую морковку, прошуршите пакетиками со специями, погремите горохом или гречкой в стеклянной банке и т.д. А ребенок пусть попробует отгадать, закрыв глаза.

 Давайте поиграем.

 У меня 3 баночки. Какой баночкой я буду греметь? (объяснить) Молодцы.

Я сейчас дам Вам послушать звуки, которые встречаются у нас на кухне, а Вы отгадайте, что может издавать эти звуки?  (запись)

 Если ребенок знаком с буквами, попробуйте придумать названия блюд на определенный звук. Например на звук «С»: салат, сырники, морс, суп.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

 Развитие артикуляционной моторики.

Сегодня поиграем в некоторые, на мой взгляд, интересные и полезные игры. И вы убедитесь, что различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.

Что я принесла?

 

   - Кар-р-р-тофель или капусту?
    - Ар-р-р-буз или дыню?
    - Пер-р-р-сики или бананы?
    - Лук или огур-р-р-цы?
    - Помидор-р-ры или баклажаны?

Разбирая сумку с покупками, не упускайте возможность позаниматься развитием речевых навыков ребенка. Например, можно повторить предлоги: Куда мы положим мясо? Правильно, в холодильник. Фрукты оставим на столе, а печенье уберем на полку возле шкафа…

Игры на развитие грамматического строя речи

Поиграем в игры на развитие грамматического строя

Вспомните побольше слов, описывающих (напр.) апельсин? Какой он? Вкусный, круглый, оранжевый, душистый, холодный (только что с улицы принесли), сладкий, большой, тяжелый, экзотический…

  А булка какая? Мягкая, сдобная, вкусная, сладкая, легкая…

 Научите ребенка использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и получатся

Игра «Назови ласково»

                                         Апельсин - апельсинчик

                                         Булка - булочка

 

Игра «Один-много»

    Ребенку показывают сначала один фрукт, потом два и просят сказать, что это?

                                          Лимон - лимоны

                                     Апельсин - апельсины

Игра «Повар»

    Показываю картофель. Что можно приготовить из картофеля?  (пюре), а как будет называться? (картофельнОЕ), а начинка (картофельнАЯ), а суп- (картофельнЫЙ).

                                     Сок из апельсина- апельсиновый

                                 Салат из моркови- морковный    и т.д.

                                  Варенье из яблок- яблочное

                                  Компот из груш- грушевый    и т.д. (картинки показать)

 

Предлагаю вам подборку игр на обогащение словарного запаса.

 

Игра «Четвертый лишний»

     Положить перед ребенком 3 овоща и один фрукт. Ребенок должен определить, какой предмет лишний.

 

Игра «Посуда»

       Ребенку показывают половник, сковородку, кастрюлю и т.п., и закрепляют слова-действия: половником «Что делают?»- мешают, на сковородке жарят, в кастрюле варят и т.д.

 

Игра «Где что спряталось?».

      Попросите малыша помочь найти «спрятавшиеся» предметы: сахар, хлеб, конфеты. Оказывается, сахар «прячется» в сахарнице, хлеб «прячется» в хлебнице, конфеты- в конфетнице, суп в супнице, овощи -   в салатнице.

 

«Сложные слова».

  Указать ребенку на то, что на кухне есть слова, которые подружились навсегда:

                              мясо рубит - мясорубка

                              кофе варит - кофеварка

                              сок выжимает - соковыжималка

                              кофе мелит – кофемолка

 

Игра «Неизменяемые слова» Есть слова, которые никогда не меняются.

                          Угостите меня кофе. Сделайте мне кофе.

                          Сварите мне какао.  Я люблю какао.

                          Послушайте радио. По радио передавали песенку.

 

 

Игры на обогащение словаря ребенка.

Сейчас поиграем в игры на обогащение словаря ребенка.

Игра «Достаем слова»

Внимание на экран, вы сварили борщ, ребенок видел, что вы в него кладёте.

-Какие слова можно достать из борща?
Называйте, пожалуйста? (Картошка, укроп, свекла и мясо).

Можно, доставать слова из винегрета, кухонного шкафа, плиты и на кухне вообще. Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники, продуктов и т.д.

Игра «один_ много»

Игра «Учим предлоги» после похода в магазин раскладываем продукты сообща.

- Конфеты положи в конфетницу.

- Салфетки сложи в салфетницу.

- Коробку с соком поставь около микроволновой печи.

-Фрукты положи на нижнюю полку в холодильник.

Так, ребёнок выполняет поручения, а вы спрашиваете, что и куда он положил.

Игры, развивающие умения делить слова на слоги

Теперь поиграем в игры, которые закрепляют умения детей делить слова на слоги.

Игра «Подбери слова»

Вот одна фасолинка.

- Назовите продукты или любые слова, в которых один слог, два, три слога.

-Возьми столько макарон (горошин, фасоли и т.п.) сколько в этом слове слогов.

-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.

Развитие фонематического слуха. Подготовка к звуковому анализу слов.

Далее остановимся на играх, способствующих развитию фонематического слуха.

Игра «Покупки»

Вы, показываете ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии, которых есть звук «С». Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Перец или соль?

Сок или хлеб?

Колбаса или бананы?

Свекла или баклажаны?

Игра «Необычное меню»

- Попробуем составить необычное меню. Название продуктов или приготовленных блюд должно начинаться с названия дня недели.

- С какого звука будут начинаться названия блюд или продуктов в понедельник?

- Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки!

- Пожалуйста, предлагайте, что приготовите в понедельник?

- Плов, плюшки, паштет, пончики.

- Что приготовите во вторник?

- Ватрушки, вареники, варенье.

- А в среду?

- Суп, салат, сырники, сыр.

- А в четверг?

- Чай, чернослив.

- В пятницу?

- Пирог, печенье, печень, пельмени.

Ш. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Обмен мнениями.

Я уверена, вы уловили смысл речевых игр на кухне и в любом другом месте. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит.

В заключение, я предлагаю пододвинуть к себе подносы с манной крупой,

подумать и нарисовать впечатления о сегодняшней нашей встрече. Это примеры игр на развитие мелкой моторики рук.

Пожалуйста, выскажите свои впечатления и назовите игру, которая вам больше всего понравилась.

(Родители рисуют на манке, звучит спокойная музыка.)

Этот прием, рисование на манке, вы тоже можете использовать на кухне дома

Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...

Семинар-практикум : "Реализация образовательных областей в рамках ФГОС на тему "Песочная терапия"

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая ра...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Семинар-практикум«Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»Краткая аннотацияМастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО»

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области ...

Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба «Здоровая семья» «Домашняя игротека развивающих игр с детьми»

Семинар-практикум для родителей в рамках Родительского клуба «Здоровая семья»«Домашняя игротека развивающих игр с детьми»...