Главные вкладки

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПРОГРАММЕ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»
    статья по теме

    Махова Елена Александровна

    Предварительный просмотр:

    Управление образования

    администрации Сергиево-Посадского района

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 30»

    141300, г. Сергиев Посад, ул. Толстого 3-А,

    тел. 8(496) 540-65-58, факс 8(496) 540-65-58

    Email: dou351960@yandex.ru

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

    «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»»

    СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

    ТЕМА «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПРОГРАММЕ

    «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

    Подготовили:

    воспитатель первой квалификационной категории – Махова Е.А.,

    старший воспитатель – Нежданова З.А.

    г. Сергиев Посад

    26 октября 2018 г.

      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления: «Организация работы в ДОУ по программе: М.М Безруких «Разговор о правильном питании».

    Свое сообщение нам хочется начать словами известного педагога Василия Андреевича Сухомлинского:

    «Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.  

    Но, ведь и мы счастливы тогда, когда наши дети здоровы,  

    когда их глаза наполнены радостью»

      В Дошкольном возрасте все важно! Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров и счастлив, был по–детски любознателен, успешно учился в школе.  А ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент физического и психологического благополучия ребенка.

      Растущий и быстро развивающий организм ребенка требует достаточного количества полноценной пищи. Нормальное развитие ребенка возможно только при рациональном питании. Как недостаточное, так и избыточное питание плохо сказывается на развитие детского организма.

    У большинства детей нет регулярности в питании, зачастую они используют в пищу те блюда, которые нельзя отнести к разряду полезных (чипсы, шоколад, «газированные напитки»), не соблюдают гигиенические правила и т.д. Поэтому постоянно увеличивается число детей с заболеваниями и функциональными нарушениями, обусловленными нерациональным питанием.

    Педагоги ДОУ хорошо знают, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого.      

    В последние годы наблюдается тенденция к тому, что дети в детском саду и дома отказываются от многих полезных и вкусных блюд. При этом у значительной части детей старшего дошкольного возраста можно отметить стойкое снижение аппетита в целом, а у другой части детей проявляется повышенный аппетит, приводящий к избыточной массе тела. Эти обстоятельства нельзя считать удовлетворительными, так как при этом нарушаются принципы рационального детского питания. С учетом того, что у современных детей имеются вкусовые пристрастия к продуктам с избытком углеводов, консервантов, можно предположить, что у детей дошкольного возраста не сформирована компетентность правильного здорового питания.

    Таким образом, перед нами встала проблема воспитания у детей здорового образа жизни, в частности культуры питания. С коллегами мы стали работать над разработкой и реализацией творческого проекта: «Разговор о правильном питании», стали изучать методические разработки и рекомендации таких авторов как А.С.Алексеева,М.В.Лещенко, В.Г.Кисляковская, О.А.Моталыгина, Д.Б. Гурвич и др.. И нами были намечены: цель, задачи и этапы практического осуществления работы.

    Цель нашей работы:  

      Сформировать у воспитанников знания о том, что необходимо сохранять и развивать свое здоровье, важность культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

    Она реализовалась через конкретные задачи:

    1. Формировать навыки правильного питания - как составной части здорового образа жизни;

    2.. Формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

    3. Пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории и традициях своего народа,  

      Поставив перед собой конкретную цель и определив задачи нашей работы нам необходимо было создать в группах для детей соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Были подобраны методический, наглядный материал, необходимое оборудование и игрушки по теме «Разговор о правильном питании». Для сюжетно – ролевых игр в кукольном уголке придумали Супермаркет - "Овощи и фрукты", где с ребятами организовывали разные виды игр, такие как: «Семья», «Овощной магазин» и др.

       Работа по изучению темы: «Разговор о правильном питании» проходит через различные формы работы с детьми.

       Прежде всего, это образовательная деятельность:

    • занятия по ознакомлению с окружающим  миром,  например, «Откуда хлеб пришёл?», «Где живут витамины?», «Лук – зеленый друг;

    рисование «Ваза с фруктами», «У нас вырос лучок»;

    аппликация «Компот из фруктов на зиму»;

    пластилинография «Виноград на блюде»;

    лепка «Чипполино»

    • конструктивно – модельная деятельность: дети очень любят строить всевозможныепостройки из разного строительного материала, например: «Кафе», «Магазин овощей», «Ферма»;
    • на занятиях по ФЭМП ребята с удовольствием придумывали и решали вкусные и полезные задачки;
    • на физкультурных занятиях и в свободное время организовывали различные подвижные игры: «У медведя во бору», «Кто быстрей соберет урожай овощей», «Съедобное не съедобное», «Огуречик» и др.;
    • в свободное от занятий время играли с ребятами в игры, которые поддерживали у детей познавательныйинтереск этой теме: «Вершки – корешки»,  «Фруктовое лото» и др.;
    • во время прогулки в теплый период года наблюдали за ростом овощей на нашей грядке, а затем собирали выращенный урожай и относили на кухню;
    • в свободное время смотрели мультфильмы, презентации, рассматривали детские энциклопедии: «Хочу все знать», «Юный эрудит», и конечно с удовольствием читали произведение Джанни Родари«Приключения Чиполлино» и многое другое.

       В организации детской деятельности большое внимание уделяется игровым приемам. В гости к детям приходят герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов. Эти персонажи обращаются к ребятам за помощью или просят научить тому, чего не знают, не умеют. Игровые упражнения связаны с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Например, «Соберем урожай», «Поможем ёжику собрать яблоки», «Варим кашу» и др.

      Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

      Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

      Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурные с удовольствием надевают нарядную форму. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».Дежурить ребята с огромным удовольствием начинают со средней группы.

      Для того, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом, аккуратно питались, не разговаривали во время еды, был придуман сказочный персонаж. Лучший стол по чистоте, культуре питания поощряется переходящим героем. Это очень хорошо стимулирует детей.

      Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Малыши учатся не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.Важным моментом в правильной организации питания является  правильная и красивая сервировка стола.     Опыт показывает, что детям нравится, когда стол накрыт белой чистой салфеткой, поэтому целесообразно уже в младших группах с первых же дней пребывания ребят в детском саду приучать их есть на индивидуальных хлопчатобумажных салфетках. Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала у детей желание быть аккуратными.    Дежурные стелют индивидуальные салфетки, расставляют тарелки (заранее приготовленные помощником воспитателя), каждую против стульчика, справа от них кладут ложки и вилки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.  В старшей группе со второй половины года  впервые появляются в сервировке стола ножи. Если необходим  нож ( для того чтобы намазать масло, разрезать котлету), то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.  Благодаря правильной сервировки стола,  мы сразу решаем несколько задач: - учим этикету, - «настраиваем» организм на еду (у ребенка появляется аппетит); - побуждаем к аккуратности.

     Любая работа проводится в системе и в союзе с родителями. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости данной темы в ДОУ по данному направлению – непременное условие эффективности решения поставленных воспитательно-образовательных задач. Родители не только видят нашу работу, но и с огромным удовольствием принимают участие  в творческих выставках рисунков, поделок.

     На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками воспитателей.

      Опыт работы по изучению с детьми темы «Разговор о правильном питании» говорит нам о том, что дети активно включаются в разные виды деятельности, потому что детям это интересно. Через познавательно – исследовательскую деятельность дошкольники не только приобрели начальные знания по здоровому образу жизни, но у них сформированы культурно – гигиенические навыки, правила этикета, основа культуры питания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникло желание заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

      Практическая значимость опыта работы над проектом состоит в том, что  любой из вас, уважаемые коллеги, может использовать  его в работе, адаптировав содержание к условиям своего дошкольного учреждения и возможности взаимодействия с родителями воспитанников и социумом.

      И в заключении нам хочется сказать словами французского писателя,  мыслителя XVIII века Жан Жака Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным                                                                                          и рассудительным, сделайте  его крепким и здоровым».

    Литература

    1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2015г.;

    2.М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева «Разговор о правильном питании», методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 80 с.;

    3. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. «Разговор о правильном питании», Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72 с.;

    4. Доскин В.А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка». – М.: Просвещение, РОСМЕН, 2006г.;

     4. Зверева О.Л. «Родительские собрания в ДОУ» методическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2007г.;

    5. Крылова Н.И. «Здоровье, сберегающее пространство дошкольного учреждения: проектирование, тренинги, занятия». – Волгоград 2006 г.;

     6. Лидия Дружинина «Энциклопедия детского питания от рождения до школы», Издательство: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир 2004 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»

    Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование  мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПОСОБИЯ «ВОЛШЕБНАЯ ТАРЕЛОЧКА» для проведения НОД и дидактических игр в рамках Программы «Разговор о правильном питании» под редакцией М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой

                Данное пособие даёт возможность развития творческой фантазии, как детей, так и педагогов и родителей. С помощью него можно комбинировать ра...

    Семинар-практикум "Организация театрализованной деятельности в домашних условиях"

    Семинар-практикум "Организация театрализованной деятельности в домашних условиях" состоит из теоретического материала в соответствии с ФГОС ДО и творческих заданий...

    Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"

    Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим р...

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

    РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

    Семинар -практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»

    Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»...

    Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье"

    Семинар - практикум "Организация театрализованной деятельности с детьми страшего дошкольного возраста в семье" работа с родителями....