Консультация для родителей "10 идей развития речи малыша 3-4 лет"
консультация (младшая группа)

Гончарова Светлана Викторовна

   В три года речевые области мозга практически полностью сформированы, а значит, завершен благоприятный период в развитии речи ребенка. Именно поэтому важно не упустить время и заниматься речевым развитием малыша. У детей четвертого года жизни на первое место снова выходят отношения с другими людьми, как это было в возрасте от рождения до года. Больше всего малышей этого возраста занимают сюжетно-ролевые игры, а значит, умение общаться с помощью языка, чтобы играть со сверстниками, превалирует.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_idey_razvitiya_rechi.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

10 ИДЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫШЕЙ

1. Чаще употребляйте в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).

 2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал — воспроизводил мысли взрослых.

Например, бесполезно заучивать, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

Вопрос к ребенку, который нам поможет: «Чем похожи друг на друга все овощи?» (растут на огороде на земле или в земле, их выращивают люди, они съедобные — из них готовят супы, пюре, рагу и т.д.). Тот же вопрос поможет объединить и другие предметы, объекты по сходным существенным признакам в одно родовое понятие.

3. Чаще сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом (их детали, форму, размер, цвет, материал).

Например, можно сравнить свою куртку и комбинезон ребенка; стул и кресло… Такие упражнения в повседневной жизни – мощный ключ к развитию мышления и речи малыша.

4. Помните: развивается то, что тренируется - чаще спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, интересных случаях из его опыта.

Например, по дороге к бабушке спросите ребёнка, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие – меньше. Утром – попросите рассказать сон, который ему снился, вечером – придумать интересный сон. Обсудите, как он хочет провести выходные, какие игрушки ему понадобятся на прогулку.

После садика обязательно поинтересуйтесь не тем, что он ел, а тем, как прошел день, что было интересное, что его огорчило, что порадовало, что удивило, с кем и во что он играл, что узнал и чему научился.  

5. Очень полезно вслух при малыше комментировать свои действия, называя точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства.

6.   Сочиняйте сказки прямо в дороге, в очереди или в любом другом месте (помогите наводящими вопросами или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит)

7.    Играйте с малышом в загадки. Это весьма увлекательное развивающее занятие. Вы просто общаетесь с ребёнком, предлагая ему разгадать хорошо знакомый ему предмет или объект по косвенным признакам. А если подбирать задания в стихотворной форме и читать их с выражением, то можно научить малыша более чётко и ясно выражать свои мысли.

8. Помните, что у самых маленьких детей развитие речи связано с развитием мозжечка. Мозжечок отвечает за артикуляцию звуков.  А развивается мозжечок только в активных действиях самого малыша. Полезны любые занятия, развивающие координацию движений – велосипед, скакалка, прыжки, школа мяча, спортивные игры.

9. Помните, что с детьми нужно говорить спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается.

10. В общении с детьми чаще используйте народные потешки.

Развитие речи малышей — это интересно, весело и очень важно для того, чтобы ребенок научился свободно пользоваться речью для выражения своих мыслей и чувств, мог достигать своих целей в общении и налаживать отношения с другими людьми.

Игра для развития речи и памяти «Мой — твой»

Шаг 1. Взрослый раскладывает игрушки (шесть – восемь штук), раздавая поровну: одну — ребенку, а другую – себе.   Ребенку и взрослому нужно запомнить, где чья игрушка.

Шаг 2. Все игрушки складываются в коробку или в мешочек. И начинается игра!

Шаг 3. Ведущий игры — взрослый — достает из мешка первую игрушку и спрашивает про нее: «Это чей котенок?». А ребенок быстро отвечает: «Это мой котенок», если это его игрушка. Если малыш не ответит, замешкается, то игрушка остается у ведущего. Задача ребенка – успеть получить все свои игрушки, не пропустить их.

Вариант «Как зайчонок и лисенок игрушки делили»

Сначала рассматриваем игрушки – какие из них принадлежат лисенку, а какие зайчонку. А затем рассказываем историю о том, как зайчонок и лисенок гуляли на улице, а мамы позвали их домой. Но вот беда – игрушки перепутались и растерялись! Надо их найти и разложить правильно.

Мы собираем игрушки, а затем начинаем их делить. Для этого берем одну игрушку и спрашиваем зайчонка и лисенка: «Чья это лодочка?». Игрушки держит ребенок в своих руках животных и отвечает за них: «Это моя лодочка! Дайте мне ее, пожалуйста».

Вариант «Угадай на ощупь»

Мы даем ребенку 3-5 игрушек нужных нам названий, он их гладит, запоминает, называет. Затем мы их перемешиваем с другими игрушками в коробке. Далее ребенок закрывает глаза, а взрослый кладет в непрозрачный мешочек одну из игрушек: «Что это за игрушка?».

Ребенок ощупывает игрушку в мешке, не вынимая ее, и отгадывает, что это. Если это его игрушка, он должен ее назвать так: «Это мой мишка».

Как видите речевое упражнение можно превратить в игру, увлекательную

для ребенка и для взрослого!

При нормальном развитии внимание ребенка всегда сосредоточено на предметной деятельности или эмоциональном общении. Это доказал в своих трудах советский психолог Д. Эльконин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Игры и упражнения для развития речи малышей"

Чтобы развивать способность понимать речь окружающих людей, расширять ориентировку в пространстве помогают коррекционные игры, направленные на активизацию чувственного познания и речи....

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей"

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? ...

20 идей для развития речи малышей

    Речь ребенка прекрасно развивается в интересном для малыша общении, которое можно организовать дома по ходу обычной жизни без лишних затрат денег, времени и сил....

20 идей развития речи малышей для занятых мам.

20 идей развития речи малышей для занятых мам....

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....

Консультация для родителей "Как развивать речь малыша". Консультация для воспитателей "Методика работы по развитию речи детей 2-3 лет. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Из размещённого материала вы сможете почерпнуть теоретические и практические знания о развитии речи детей младшего дошкольного возраста....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «НАЙДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫША»

Подготовила: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области  Фролова Лариса Васильевна...