Православная семья в современном мире
статья

Анна Александровна Чушкина

Социально-философский анализ современной православной семьи сопряжен с обращением к актуальнейшим проблемам российского общества. Депопуляция населения, неутешительная статистика по количеству браков и разводов, затрудненная социокультурная адаптация детей и подростков, а также другие проявления кризиса семьи имеют скорее мировоззренческие, чем экономические причины. Об этом свидетельствует семейный кризис и в социально благополучных европейских странах. В этих условиях логично обратиться к опыту традиционных религий и выяснить, насколько перспективна в социально-демографическом и культурном плане модель семьи, реализуемая верующими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnaya_semya_v_sovremennom_mire.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Чушкина А.А.,

воспитатель

Танасийчук М.С.,

воспитатель

ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Социально-философский анализ современной православной семьи сопряжен с обращением к актуальнейшим проблемам российского общества. Депопуляция населения, неутешительная статистика по количеству браков и разводов, затрудненная социокультурная адаптация детей и подростков, а также другие проявления кризиса семьи имеют скорее мировоззренческие, чем экономические причины. Об этом свидетельствует семейный кризис и в социально благополучных европейских странах. В этих условиях логично обратиться к опыту традиционных религий и выяснить, насколько перспективна в социально-демографическом и культурном плане модель семьи, реализуемая верующими людьми.

Наиболее очевидным отличием традиционной православной семьи от современной среднестатистической считается многодетность. Действительно, рождение и воспитание детей, по православному учению, является пусть не единственной, но одной из важнейших целей брака.

Можно утверждать, что «готовность пожертвовать своим комфортом, карьерой, временем ради воспитания большого количества детей, как правило, связана с высоким уровнем воцерковленности, когда человек готов выстраивать свою жизнь по религиозным заповедям (социально неблагополучные многодетные семьи, разумеется, не имеются в виду)» [2, с. 162]. Однако доля населения, не превышающая нескольких процентов, не может быть надежным демографическим ресурсом страны.

В современном мире в связи с меняющимся темпом и ритмом жизни, экономическим, социальным положением и физическим здоровьем людей не всегда есть возможность соблюдать и придерживаться всех православных норм и традиций. В семьях, где дети воспитываются с точки зрения православия, каждое воскресение посещают церковь, ходят на причастие, занимаются в воскресной школе, где узнают новое о христианской Вере.

Важнейшей задачей православной семьи является «не только рождение детей, но и воспитание их в православных традициях и Вере» [2, с. 162]. К сожалению, сейчас многие современные родители находятся в искреннем заблуждении по поводу своих детей. Они как будто не видят недостатков своих детей, не прислушиваются к объективному мнению окружающих. Настораживает то, что для успешных родителей дети – это всего лишь яркий повод продемонстрировать свой уровень жизни, достаток, успех, образование. Другие же родители кормят и одевают своих детей, но в духовном смысле «бросают их на произвол судьбы». Другие же на самом деле бросают своих детей в младенчестве на попечение государства.

Это связано с тем, что в современном мире люди вынуждены зарабатывать деньги, проводить больше времени на работе. Таким образом, у современных семейных пар сдвинулись моральные ориентиры и поменялись ценности. Во главе угла теперь стоит не духовно-нравственное развитие, а материальные блага.

         А родительский пример всегда является главным для подражания у детей. Дети уже с раннего возраста стараются приспособиться к существующим реалиям жизни, делая акцент в своем поведении на добычу материальных ценностей.

Бытует мнение, что «в возрасте 10-14 лет перед ребенком стоит нравственный выбор дальнейшей жизни: труд, праздность или воровство. То, что он выберет, и определит его дальнейший путь» [3, с. 35]. Очень важно родителям помочь ребенку сделать правильный выбор.

Говоря о православной семье в современном мире, нельзя обойти вниманием и влияние средства массовой информации: телевидение, радио, газеты и журналы. Все чаще родители предпочитают в свободное время оставлять ребенка перед телевизором в силу своей тотальной занятости. Не всегда СМИ несут в себе положительную информацию, поэтому важно учить ребенка критичности. Отсеивать все негативное, обращать внимание на прекрасное, положительное, духовно-нравственное.

Православные родители могут уберечь своего ребенка от тлетворного влияния современных СМИ последовательной целенаправленной работой по воспитанию у него критичности. Сами критерии должны постоянно подкрепляться, и их не нужно объяснять православным родителям. У ребенка должно быть что-то духовно выше, чем телевизор и яркие журналы. И душа, и ум ребенка могут и должны усвоить хорошие привычки в выборе того дела, чем можно занять свое свободное время.  

Если дети не видят в семье своих родителей живущими духовной внутренней жизнью, то многие родительские требования в соблюдении детьми нравственных правил и норм могут быть поняты превратно. Если же, напротив, дети не только видят благочестие родителей, но и вовлечены ими в совместное духовное обогащение, то и общее духовно-нравственное развитие будет иметь целенаправленное и целостное действие.

Полноценное духовное воспитание в семье невозможно, если родители сами ведут себя нравственно неправильно, где между самими супругами нет единомыслия, где нет любви друг к другу. Как пишет С.Д. Лебедев, «семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В просторе народной жизни она подобна прекрасно распустившемуся цветку» [1, с. 24].  

Первоначальное духовно-нравственное воспитание ребенок получает именно в семье - ближайшем своем социальном окружении. Поэтому, если ребенок не будет ощущать себя комфортно в семье, не будет получать долю любви и уважения в семье, то где же ему это получать? Где взять пример для подражания? Духовное единение в семье возможно только в случае, когда родители и дети вовлечены в совместную деятельность, проводят вместе свободное время.

Ребенка можно сделать порядочным только соответствующим воспитанием и привитием добрых привычек. Нельзя недооценивать роль привычек в воспитании, потому что их значение в жизни человека неоценимо и велико. И прививать их необходимо уже в раннем возрасте, так как это самый сенситивный период в жизни ребенка для впитывания всего, что его окружает.

Для маленького ребенка уже можно сформулировать простые правила жизни:

  • проснулся – вставай сразу;
  • ешь, что дают;
  • уступай старшим;
  • уважай родителей;
  • помогай младшим и слабым;
  • не ябедничай;
  • не опаздывай;
  • будь верен данному слову;
  • не кради.

Эти правила должны быть усвоены к двенадцатилетнему возрасту, тогда  все дальнейшее духовно-нравственное воспитание пойдет более эффективно.

Таким образом, опираясь на христианские семейные традиции, можно еще сформулировать принципы воспитания в православной семье:

1. Не лепить из ребенка с себя.

2. Учитывать, что у каждого ребенка есть свой собственный индивидуальный внутренний мир.

3. Надо поощрять раскаяние ребенка после совершенного им проступка.

Главная задача православных родителей — воспитать ребенка в согласии с самим собой и с христианством, следовать основным духовно-нравственным правилам.

Список литературы:

  1. Лебедев, С.Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал. 2005. № 3. – С. 24-26.
  2. Лебедев, С.Д., Москаленко, А. К типологии отношения к религии в современном обществе: социокультурный подход // Свобода совести и культура духовности (филос.-этич., религ. и культуролог, аспекты): III Междунар. науч.-практ. симп.-диалог (Пермь, 12-13 мая 2011 г.): в 2 ч. Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2011. Ч. 2. С. 162.
  3. Синелина, Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. – С. 35-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к современному миру, его ценностям».

Презентация на тему: «Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к современному миру, его ценностям»....

Педагогический проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов ...

« Причины возникновения и проявление духовного кризиса института семьи и родительства в современном мире»

Введение Что такое семья? Наиболее общее определение данного термина: семья - социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически...

Круглый стол «Семейные традиции в современном мире или все начинается с семьи!»

Материалы для проведения родительского собрания в форме "круглого стола" на тему "Семейные  традиции в современном мире или все начинается с семьи!"...