Главные вкладки

    Педагогический проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»
    проект

    Дмитриева Светлана Генриховна


    Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 12 «Солнышко»

    Педагогический проект

    «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»

    Дмитриева Светлана Генриховна

    музыкальный руководитель

    высшая категория

    1. Название проекта

    Проект «Православные традиции в современной семье и дошкольном учреждении»

    2. Разработчики проекта

    Дмитриева Светлана Генриховна музыкальный руководитель МДОУ № 12 «Солнышко»

    3. Цели и задачи проекта

    -

    Цель проекта: Воспитание у дошкольников духовных ценностей, приобщение к делам милосердия, любви и сострадания к ближнему при помощи Божьей и поддержке взрослых.

    Задачи:

    1.        Развивать правовую базу для духовно-нравственного
    воспитания в процессе реализации проекта духовно-
    нравственной культуры деятельности детского сада.

    2.        Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные
    поколения.

    3.        Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

    4.        Совершенствовать художественный вкус, развивать
    творческий потенциал каждого ребенка.

    5.        Формировать художественно-речевые навыки, пополнять
    словарь детей.

    6.        Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая
    значение православия в жизни человека, как действие любви,
    добра, человечности, единения.

    7.        Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание
    детей, ознакомление родителей с основами православной
    педагогики и психологии, формирование представлений о
    формах семейного уклада.

    8.        Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с
    родителями православные календарные праздники.

    9.        Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное
    отношение к результатам.

    4. Сроки и этапы реализации проекта

    Проект рассчитан на реализацию в течение 3-х лет (2017-2020 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

    Паспорт проекта

    Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли. Н.И.Пирогов

    Этапы реализации проекта:

    1.        Предпроектный (подготовительный)- 2017 г. (август - сентябрь)

    2.        Диагностический - 2017 г. (октябрь - декабрь)

    3.        Организационный - 2018г. (январь-февраль)

    4.        Практический - 2018 -2020гг.

    5.        Итогово-аналитический - 2020 (2 полугодие)

    5. Исполнители проекта и основных мероприятий

    Педагоги, воспитанники, родители

    6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

    В результате выполнения проекта будет достигнуто:

    -        устойчивость навыков поведения;

    -        сформированность основ ценностных сфер личности;

    -        стабильность психического развития;

    -        целостность восприятия мира;

    -        воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

    -        формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

    -        развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

    Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

    7. Целевые группы проекта

    Педагоги, воспитанники, родители

    Актуальность

    В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников - это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

    В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

    Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

    Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

    -        развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

    • возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
    • упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
    • способствовать всестороннему развитию личности.

    Цель воспитания:

    1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
    2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
    3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,

    . поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

    1. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
    2. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

    Задачи:

    1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
    2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
    3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

    Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

    Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

    Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

    Мною предлагается;

    - Познакомить детей с культурой Православия;

    1. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
    2. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
    3. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
    4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
    5. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
    6. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

    Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

    Наглядно-действенный метод используется во время:

    • показа сказок (педагогами, детьми);
    • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
    • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
    • наблюдений;
    • экскурсий;
    • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

    Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

    •   чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

    • чтение сказок и стихотворении детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
    • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
    • ответов на вопросы педагога, детей;
    • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
    • сообщения дополнительного материала воспитателем;
    • загадывания и отгадывания загадок;
    • рассматривания наглядного материала;
    • рассказов детей о своих впечатлениях;
    • разбора житейских ситуаций;

    Практический метод используется, когда необходимо:

            организация продуктивной деятельности: ИЗО ( впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)

    - • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

    Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.

    Цель проекта - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

    Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.

    Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении
    ребенка
            с        окружающими        людьми        и        миром.

    В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

    Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)

    Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» на 2017 - 2020 учебный год

    № п/п

    Содержание работы

    Срок проведения

    Предполагаемый результат

    Результат

    Методическая работа

    1.

    Подбор методической

    литературы и пособий

    по духовно-нравственному

    воспитанию

     август

    Собрать православную литературу

    Собрана православная литература для детей и взрослых

    2.

    Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию

    дошкольников на учебный год

    август

    План работы утвержден на

    заседании пед.коллектива детского сада

    Встречи педагогов с настоятелем храма Всех Скорбящих Радость с отцом Александром

    В течение года

    Встреча с

    настоятелем храма в 2017 году

    Состоялись встречи в течении всего проекта

    4.

    Оформление уголка «Православная культура России»

    октябрь

    Оформлен

    православный

    уголок

    5.

    Муниципальный конкурс «Новое в образовании»

            

    январь

    Составлен

    образовательный

    проект

    6.

    «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками»

    апрель

    Выступление на педагогическом совете

    7.

    Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

    В течении года

    Оформить фотоальбом

    Частично собран материал для фотоальбома

    Работа с детьми

    1.

    Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану

    В течение года

    Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений

    2."

    Разработка сценариев тематических занятий, праздников.

    В течение года

    Разработать конспекты сценариев, занятий

    Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Покров

    3.

    Диагностическое обследование детей

    Сентябрь, май

    Заполнение нормативных карт 2 раза в год

    Заполнена нормативная карта в сентябре 2017 г.

    4.

    Проведение праздников:

    -        Покров -Рождество

    -        Сретенье

    -Вербное воскресенье

    -Пасха

    -Троица

    В течении года

    Подготовка

    праздничных

    мероприятий

    Проведены праздничные мероприятия на Покров и Рождество

    5.

    Проведение тематических бесед

    В течение года

    Проводятся регулярно

    6.

    Изготовление поделок для В течение года

    Изготовить поделки

    Изготовлены

    1

    праздников

    к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями

    поделки на

    Рождество

    (подсвечники)

    7.

    Проведение конкурса рисунков

    октябрь, апрель

    Провести конкурс «Христос воскрес»

    Проведен конкурс «Мать-покров»

    Работа с родителями

    1

    1.

    I

    Анкетирование родителей

    Октябрь, апрель

    Провести анкетирование

    Проведено анкетирование

    2.

    Проведение родительских собраний в группе

    Октябрь, май

    Провести родительское собрание на тему «Подведение итогов духовно-нравственного воспитания дошкольников»

    Проведено собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

    3.

    Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания

    В течение года

    Ежемесячная сменяемость печатных консультаций для родителей

    4.

    Посещение храма Всех Скорбящих Радость родителями и детьми

    2 раза в год

    Посещение храма в мае 2018г.

    Посещение храма регулярно 1 раз в неделю

    Этапы реализации проекта

    Этапы

    Сроки

    Содержание деятельности

    I. Предпроектный (подготовительный)

    2017 г. (август -сентябрь)

    1. Подготовка документации по проекту.

    П. Диагностический

    2017 г. (октябрь -декабрь)

    1.        Разработка диагностики изучения затруднений
    воспитанников.

    2.        Проведение диагностики и   анализ ее итогов с
    целью   разработки комплекса мероприятий по
    проекту.

    III. Организационный

    2018г. (январь-февраль)

    1.        Создание нормативно-правовой базы проекта.

    2.        Изучение    имеющихся    нормативно-правовых
    актов.

    3. Утверждение   проекта   «Духовный аспект воспитания дошкольников в соработничестве родительского сообщества, православного прихода и педагогического коллектива»

    IV. Практический

    2017-2020гг.

    Реализация основных мероприятий

    V. Итогово-аналитический

    2020 (2 полугодие)

    1.        Анализ и обобщение результатов проекта;

    2.        Рекомендации по использованию позитивных

    результатов в воспитании дошкольников

    В проекте выделены несколько направлений работы:

    1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
    2. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
    3. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

    Самостоятельная деятельность детей:

    • Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;
    • Беседы, беседы-обсуждения;
    • Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица);

    -Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

    -Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

    -Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье» -Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

    Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.

    Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

    Литература

    1. Валентова Е.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыки.
    2. Кириллова Н.Л. К вопросу о духовно-нравственном воспитании школьников на традициях русской культуры.
    3. Корякова Т.Д. Духовно-нравтсвенное воспитание дошкольников на основе православной культуры.
    4. Пахмутова О.В. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства.
    5. Соханская Л.В. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Современные методы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи"

    Актуальность  проекта:обусловлена осуществлением интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, переходом на качественно новое содержание и технологии образовательного процесса, измен...

    План по самообразованию на тему: "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в современных условиях"

    Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе ДОУ и каждого педагога. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитани ребенка могут быть реализованы лишь ...

    «Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

    Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие...

    Современная семья и дошкольное учреждение.

     Работа с родителями в дошкольном учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности. Необходимость укрепления института семьи понимают все специалисты, работающие в де...

    сообщение для педагогического совета : « Формы взаимодействия и сотрудничества семьи и дошкольного учреждения».

    В сообщении рассматриваются нетрадиционные формы взимодействия  и сотрудничества семьи и детсого сада, а так же предстален личный опыт педагога...