сообщение для педагогического совета : « Формы взаимодействия и сотрудничества семьи и дошкольного учреждения».
статья на тему

котова светлана николаевна

В сообщении рассматриваются нетрадиционные формы взимодействия  и сотрудничества семьи и детсого сада, а так же предстален личный опыт педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_partnerstvo.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение.

Тема: « Формы взаимодействия и сотрудничества семьи и дошкольного учреждения».

Цель: повышение педагогического мастерства, внедрение нетрадиционных форм взаимодействия и сотрудничества семьи и детского сада.

       В основе новой концепции дошкольного воспитания, а частности взаимодействия семья и детского сада, заложена ответственность за воспитание детей родителей. А другие социальные институты могут  только помочь, направить или дополнить их деятельность как воспитателей.

       Сотрудничество и взаимодействие – это  общение «равных» и взаимная поддержка друг друга. Такое взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания отдельного ребенка возможно только в рамках открытой системы.

        Сегодня  идет перестройка системы дошкольного воспитания, цель которого – свободное развитие личности.

         Воспитателями детских садов, методистами накоплен огромный опыт по замене обычного и традиционного родительского собрания новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Устами младенца», «Устный журнал». В первую очередь такие формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к жизни в детском саду. Когда используешь такие формы взаимодействия, то меняется и принцип общения педагога и родителей. Общение происходит на основе диалога, открытости, искренности . Педагогу необходимо расширять методы активизации родителей:

Наглядно-информационные:

- Презентация дошкольного учреждения.

Цель: дать общее представление родителям о дошкольном учреждении. В итоге родители получают полезную информацию о содержании работы дошкольного учреждения, услугах ,оказываемых специалистами.

- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.

Цель: познакомить родителей со спецификой проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Воспитатель может включить в ход занятия элемент взаимодействия детей и родителей ,например, беседа или рассказ ребенка гостю о чем-либо.

- Педагогический совет  с участием родителей.

Цель: актуализировать для родителей проблемы воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей

- Родительские конференции.

Цель: обмен опытом родительского воспитания. Это масштабное мероприятие. Родители заранее готовят выступление, а педагог при необходимости помогает выбрать тему, оформить выступление.. Для того, чтобы вызвать обсуждение, а ,если получится, то и дискуссию, на конференции может выступить специалист. К конференции готовится выставка педагогической литературы, выставка детских работ, фотоматериалы, отражающие работу дошкольного учреждения. Хорошим завершением конференции будет совместный концерт детей, их родителей и сотрудников дошкольного учреждения Масштаб конференции может варьироваться от масштабов одного дошкольного учреждения до конференций в рамках района или города.

«Устный журнал»- одна из легковоплотимых форм работы с родительским коллективом. Это мероприятие позволяет познакомить мам и пап с разу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и позволяет расширить знания родителей по определенным вопросам. В конце каждой «странички» «Устного журнала» подразумевается выступление детей.

Если вы видите , что родители вашей группы не против поразмышлять над вопросами формирования личности своих детей, то «Дискуссионный клуб» - одна из действенных форм работы с родителями.

Информационно-аналитические:

Педагогические консилиумы.

Консилиум собирается для определения мер помощи родителям в воспитании ребенка.

В состав консилиума входят воспитатель, заведующий, заместитель заведующего, старшая мед. сестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть разработка программы  исправления поведения родителей.

Семейные клубы строятся на личной заинтересованности родителей и общности интересов. Они могут действовать постоянно длительное время, либо какое- то короткое время на период решения какой-то проблемы. Клубы система динамичная.

Деловая игра позволяет достаточно за короткое время выработать оптимальное решение по конкретному вопросу и пути его воплощения в жизнь . Деловая игра дает конкретному человеку конкретное умение как действовать в той или иной ситуации, а так же опыт видения ситуации с разных точек зрения.

Очень интересная и емкая по обмену информации является такая форма взаимодействия как вечер вопросов и ответов. Ответы могут быть заданы как педагогам, так и специалистам (медикам, логопедам, психологам). Вопросы принимаются заранее, затем они сортируются и специалисты и педагоги готовят ответы на них.

При проведении «Круглого стола» с родителями обязательно присутствие специалиста. Свой кругозор по воспитанию детей здесь расширяют не только родители ,но и педагоги.

Еще одна форма действенной педагогической пропаганды – это родительские дежурства. Присутствуя на каких- либо мероприятиях и, принимая в них участие, родители способны поменять свое поверхностное представления о роли детского сада в жизни ребенка. Родители не вмешиваются в педагогический процесс, но свои пожелания они могут высказать педагогу, специалисту, заведующему.

Молодым родителям не хватает практического навыка воспитания детей. Семинары практикумы дает возможность показать и рассказать о способах и приемах воспитания и обучения ребенка: как читать книгу, как рассматривать картинку, как беседовать об увиденном и т.д.

Перечисленные формы сотрудничества прежде всего решают задачу просветительскую, образовательную и воспитательную как для родителей так и для педагогов.

Познавательные, Досуговые
Существуют формы сотрудничества с родителями,  которые нацеленные на сближение друг с другом, взывающие эмоциональное удовлетворение от общения друг с другом, от проведенного мероприятия.

Участие в различных конкурсах не только обогащает совместный досуг, но и объединяет взрослых и маленьких общим делом. Различные творческие мастерские дают возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок, делиться своими знаниями и умениями.

Доверительные отношения между воспитателями и родителями обязательно установятся в совместной деятельности: ремонт игрушек, группы, устройство участка. Совместные походы и пикники. По ходу таких мероприятий у родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь его собственным примером. Дети с таких походов возвращаются полные впечатлений, которые затем отображают на своих рисунках, делаются поделки из природного материала.

В сегодняшней жизни фотографирование перестало быть уделом только избранных. Мы любим фотографировать и фотографироваться. Поэтому семейный вернисаж или фотовыставки так же способствуют сближению  и взаимодействию семьи и дошкольного учреждения.

Телефон доверия можно заменить созданием группы в социальных сетях или созданием странички на сайте своего дошкольного учреждения. Там же можно выкладывать мини-фильмы о жизни детишек в детском саду., а так же обсуждать волнующие вопросы и темы.

В создании газеты могут участвовать все: дети, администрация, родители, дедушки, бабушки. Как только начинают использовать нетрадиционные формы общения родителями, родители начинают лучше узнавать своего ребенка, а дети своих родителей, т.к. видят друг друга в новой, непривычной для себя обстановке.

Проектная деятельность так же подразумевает совместную деятельность ребенка, родителей и педагога. Исследовательский проект заставляет родителей добыть информацию, именно ту, которая требуется малышу, а затем ее доступно донести до него.

Творческий проект подразумевает совместную творческую деятельность от замысла до получения результата.

У педагога масса возможностей сотрудничества с родителями. Это:

-информационные листки,

- благодарности помощникам

- Брошюры, которые помогают родителям узнать о детском саде

- пособия

- бюллетень, который информирует семьи об особых мероприятиях, изменеиях в программе и т.д.

- еженедельные записки и неформальные записки

- доска объявлений

- ящик для сбора предложений

- отчеты.

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства.

            Работая в дошкольном образовании используя в своей практике разные формы взаимодействия с родителями я сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться опытом с другими.

            Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. Мы приглашаем родителей для встречи у круглого стола. Это нам позволило больше узнать родителей, детей. Родители делились своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решали возникающие трудности в процессе адаптации.

             Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

          Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же конкурсы, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

          К специфике общения с родителями данного контингента детей относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Это хорошая "память" для родителей, кроме того, на собраниях с родителями в дошкольном учреждении видеозапись поможет убедительно подкрепить рассказ.

           В каждой группе детского сада педагогами оформляются мобильные информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, 1

сочинения детей, продукты коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические.

            Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями. В праздничные дни мы проводим конкурсы на лучшую совместную поделку. Родители вместе с детьми делают ее дома.

           В работе с родителями хотим использовать проектную деятельность. Мы уверены, что это даст хорошие результаты. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне дошкольного учреждения, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. Надеемся, что при таком комплексном подходе, родители станут самыми активными помощниками.  

             В процессе поиска нестандартных форм проведения родительских собраний в детском саду мы все чаще начинаем обращать внимание на современные информационные технологии.

             У многих из нас появился дома компьютер, подключённый к интернету. А в интернете можно найти всё, что ребёнок пожелает: мультики, компьютерные игры любого уровня, аудиосказки, раскраски и многое, многое другое. Зачем же малышу ещё и в детском саду в компьютер «залезать»? Я считаю, что компьютеризированные программы воспитателя должны быть направлены, прежде всего, на работу с родителями.

Компьютерная интернет-связь в детском саду  – это, прежде всего, быстрая связь с родителями. Все родители детей много и напряжённо работают, времени катастрофически не хватает. А тут воспитатель просит прийти на родительское собрание. Как правило,  одна  часть родителей   приходит на собрание, другая часть – не приходит по уважительным причинам, а третья часть –  просто игнорирует собрание. Но собрать всех способен  только интернет! Современный ритм жизни взрослого человека диктует необходимость использования информационных технологий и интернет для проведения родительского собрания в детском сад.

            Например, воспитатель  делает презентацию по теме собрания в виде ярких слайд-шоу с показом видео или фото детей из группы и посылает каждой маме ребёнка на электронную почту.

           Такую презентацию никакой самый игнорирующий папа не пропустит! Он ещё и в социальных сетях выложит фото или видео, как его чадо стишок рассказывает в детском саду. Сегодня, в эпоху бума социальных сетей, все хотят постоянно заполнять новой информацией свой   профиль  в социальных сетях. Таких презентаций можно сделать ровно столько, сколько нужно провести родительских собраний в год.

          Презентацию можно послать родителям по электронной почте. Заботливые родители обязательно выполнят все просьбы  и рекомендации воспитателя

         Такая современная и новая форма работы с родителями, как мне кажется, придётся по вкусу не только родителям, но и воспитателям.

Совместными усилиями воспитатели могут создать библиотеку презентаций, чтобы каждый воспитатель мог найти там всё необходимое для проведения современного занятия.