Сообщение к педагогическому совету: "Создание модели: детский сад - семья - музей"
методическая разработка на тему

Аксенова Евгения Владимировна

Сообщение подготовлено к педагогическому совету по теме: "Итоги работы по реализации мероприятий федеральной экспериментальной площадки МБДОУ по социальному партнерству с родителями".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovet.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение к педагогическому совету:

«Создание модели: детский сад – семья – музей»

Сообщение подготовила:

старший воспитатель Аксенова Е.В.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение технологий и методов работы с детьми. Процесс  обновления дошкольного образования, его проектирование, запуск и поддержка будут эффективными, когда организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.    Решение этого вопроса создало предпосылки для равноправного и заинтересованного взаимодействия семьи и детского сада как условие реализации государственного социального заказа.

В рамках реализации данного заказа  на базе дошкольных учреждений города  проводится исследование по теме «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребёнка» и разработка модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, родителей воспитанников с учреждениями социальной сферы.  И наш детский сад не остался в стороне.

У каждого дошкольного учреждения свой опыт взаимодействия с родителями воспитанников, свои творческие находки. В ходе поиска наиболее продуктивных форм сотрудничества с семьей в вопросах воспитания культурного социализированного ребенка педагогический коллектив нашего детского сада решил расширить рамки социопространства и изучить опыт взаимодействия с учреждениями социальной сферы.

Первым этапом  был выбор социального учреждения города, которое  могло бы помочь в социализации наших детей, способствовать «безболезненному» вводу наших воспитанников в общественную жизнь – социум. В большинстве случаев  выбор падал на социальные объекты по инерции, которые были близко расположены к детскому саду. Старались  рассмотреть ситуацию и со стороны  социальных учреждений  -  пожелают ли они стать социальными партнерами семьи и детского сада. Принимались во внимание все доводы.

Результатом дискуссии стало решение: взаимодействие с музеем может обеспечить формирование у детей целостной картины мира, интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру, формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка.

Важным моментом в выборе данного социального учреждения  было и то, что у детского сада наработан хороший опыт по сотрудничеству с музеем. С 1999 по 2003 год работа музея истории города с воспитанниками детского сада № 14 «Колобок» осуществлялась по программе «Природа и традиции Севера». Целями данной программы стали: развитие познавательных  способностей детей в изучении природы  родного края, формирование устойчивого интереса к растительному и животному миру. С 2009 года была начата работа музея по программе «Здравствуй, музей!». Программа рассчитана на дошкольников в возрасте 5-7 лет.

Следующий этап работы – взаимодействие  родительского актива группы, детского сада и музея. Актив родителей  посетил музей с целью обсуждения сотрудничества. Сотрудники музея предложили информацию о выставках и мероприятиях, проходящих в музее, а родительский актив высказал свои пожелания. Затем был разработан и заключен договор о сотрудничестве, и составлен  план совместной деятельности.

Кроме этого был проведен анализ нормативно-правовых и теоретико-методических подходов к взаимодействию ДОУ, родителей воспитанников и учреждений социальной сферы по вопросам развития детей.

Результатом этой работы стал проект «Социальное партнёрство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка при взаимодействии с музеем».

Работа в экспериментальной группе строилась по плану совместной деятельности. Одно из направлений  работы было: создание мини – музея «Моя семья. Мой дом» с меняющимися выставками во второй младшей группе. Особенность организации мини – музея: гендерная идентичность выставляемых экспонатов. Второе направление работы: организация посещения родителями текущих выставок в городском музее истории города.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Параллельно работе мини-музея в группе, родители приглашались на текущие выставки в музее. Брать с собой детей или нет, родители решали сами, так как возраст детей 3 года. В течение 2012 – 2013 учебного года была возможность посетить следующие мероприятия  в музее: на презентации сборника «Судьба Урая: романтика и героизм» побывало 7,2% родителей; «Фабрика кукол» - персональная выставка Ирины Полихач (преподаватель Детской школы искусств города Урай) получила наибольшее количество положительных отзывов; фотовыставку «Очарованный странник» посетило 33,6% родителей;  городской конкурс экскурсоводов «Народы Югры» - 4,8%; выставка «Этнопортрет. Лица эпохи» - 31,2%;  музыкальную гостиную «Музыка и современность» посетило 19,2% родителей; выставка веселых роботов «аниматроников» «Куклы без кукловодов» понравилась 48% родителей; новогодние каникулы в музее. Дети  и родители были в восторге от выставки «Живые бабочки», пользовалась популярностью выставка «Замки и дворцы Европы».

Надо отметить, выставки, которые длились по месяцу, посетило большинство  семей экспериментальной группы. В детском саду родители и дети делились впечатлениями от увиденного, тем самым непроизвольно рекламируя выставку.  Однодневные мероприятия посетили родители с детьми, которые регулярно ходят в музей. Все родители, кто посещали музей, брали с собой детей. Но также есть родители, которые вообще, ни разу не были, ни на одном мероприятии или выставке.

Несомненно, в любой деятельности, особенно экспериментальной, будут не только положительные, но и  отрицательные моменты. Тяжело шла работа в ДОУ - организация выставок в мини-музее группы.  Какие-то темы были интересны детям и «экспонатов» было много. Это такие выставки, как «Моя игрушка», «Наши женщины», «Мой четвероногий друг». Выставка «Мой дом» не получилась -  не вызвала интереса ни у родителей, ни у детей.  Так же плохо шла организация выставок «История семьи»,  «Моя любимая книжка», «Наши мужчины». Все «минусы» были учтены для составления плана совместной деятельности в дальнейшем.

Отслеживание результатов проходило через выставку фотографий с мест посещения достопримечательностей и музея, рассказов родителей, воспитателей, а так же,  как ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в общении, игре, насколько он уверен в своих силах, открыт внешнему миру, проявляет любознательность. 

В таком же режиме работа велась в 2013-2014 учебном году. Родители по возможности и с подачи информации от педагогов посещали вместе с детьми мероприятия в музее. В группах всего детского сада прошли выставки в мини-музеях: первая младшая группа подготовили выставки «Мягкие игрушки» и «Книжки-малышки»; вторая младшая группа – «Музей варежки», «Любимые сказки»; средняя группа «Капелька» подготовили выставки «Лошади», «Музей мыла», также очень интересная была коллекция минералов и фотовыставка «Мой четвероногий друг»; в средней группе «Одуванчик» были такие тематические выставки  - «Часы», «Ручки», «Такие разные собаки»; в старшей группе прошла интересная и красивая выставка «Народные промыслы» и «Ложки»; в подготовительной группе выставка разделилась для девочек и мальчиков – «Поиграй со мной, будущая мама» (выставка кукол) и «Если надо, мы в бою защитим страну свою» (выставка солдат и боевой техники).

В 2013-2014 учебном году  на базе музея был проведен городской семинар для воспитателей дошкольных учреждений  по теме проекта «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития ребенка при взаимодействии с музеем». В семинаре приняли участие: родители и  педагоги нашего детского сада, педагоги дошкольных учреждений города, педагог-психолог городского методического центра, научные сотрудники музея. Педагогами детского сада были сделаны сообщения «О музейной педагогике», «Игра – ведущий вид деятельности». Жукова Людмила Леонидовна  представила родителям программу «Здравствуй, музей!». Кроме этого, с родителями обсуждался вопрос, как же «вернуть игру в жизнь». Л.Л. наглядно продемонстрировала игры и игровые приемы народов Севера, которые можно использовать в семье для игр с детьми. Родители сами поучаствовали в играх.

Завершая свое сообщение, могу утверждать, что разработанная нами модель  социально - педагогического партнерства семьи, детского сада и музея – это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она  ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Безусловно, данная работа будет продолжаться, даже после окончания эксперимента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для педагогического совета «Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»

Сообщение для педагогического совета«Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей»...

Педагогический совет «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОО и семьи в воспитании и развитии дошкольника»

Форма проведения: деловая игра.Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

Выступление-отчет на педагогическом совете «Создание психологического комфорта в группах МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Распространение опыта создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения...

Презентация выступления на педагогическом совете "Создание психологического комфорта в группе детского сада"

Презентация выступления на педсовете. содержащая слайды с фотографиями и краткие пояснения к ним....

Опыт работы педагогического коллектива по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благ...

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)

Приказ о проведение педагогического совета (Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, при проведении физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.)...