Консультация для родителей «Развитие речи через устное народное творчества»
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей

«Развитие речи через устное народное творчества»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи через устное народное творчества»

Составила: воспитатель Новичихина

Анастасия Валерьевна

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют огромную функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления. Именно они способствуют полноценному развитию детского организма.

В современном мире среди множество сетей информационного потока родители и дети мало внимания уделяют на произведения устного народного творчества. А ведь именно они помогают детям полноценно обогащать свой словарь. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Красивая и легкая звучность произведений устного народного творчества вызывают желание у ребенка запомнить и повторить услышанное.

Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Именно речь имеет большое значение для развития ребенка, как в раннем дошкольном возрасте, так и во всем дошкольном развитии, так как она становится основным средством общения. Именно подражание действиям взрослого в этом возрасте является одним из важнейших механизмов формирования общения в дошкольном возрасте.

Воспитательное, познавательное и художественно-эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей дошкольного возраста, произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам:

- Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.

- Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят, прибаутки, частушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.

- Потешки связаны с игрой. Постепенно ребенок выучивает стишки - потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы. Таким образом, потешки способствуют развитию связанной речи, регулируют интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от её содержания, закрепляет правильное произношение отдельных звуков.

- Колыбельные песни - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

- Коротенькие стишки уже доступны для запоминания детям младшего дошкольного возраста, они легко запоминают их и могут применить при случае.

- Поговорки и пословицы - один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

- Скороговорки - тоже игра со словом. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Произнести их трудно, при быстром произнесении органы речи не успевают перестроиться, получается что - то не то, и это вызывает у детей веселье, смех. Но скороговорка не только забава, она и хорошая гимнастика для органов речи.

- Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития речи каждого ребенка. В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…».

Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразные виды устного народного творчества являются ключевым средством развития речи и всех сторон личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2-3 лет»

Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого дыхания через  загадки, песенки, потешки.Задачи:1.Форм...

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество "

Опыт работы "Развитие речи через устное народное творчество"...

"ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО"

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СВЯЗНОЙ РУССКОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО...

«Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество»

Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как ...

Консультация для педагогов «Развитие речи через устное народное творчество»

Развитие речи через устное народное творчество. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русск...

Консультация для педагогов "Развитие речи через устное народное творчество"

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, загадки, пословицы, считалки, потешки сочинил русский народ. Устное народное творчество мы можем взять в...