Семинар-практикум «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
«Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать»
Фред Барнард.
Цель: Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
Подготовительный этап:
Оформить выставку картотек опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста, научно-познавательной и методической литературы.
Вступительное слово.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы детского экспериментирования в детском саду и семье. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение
Что такое экспериментирование?
Экспериментирование – это деятельность по изучению окружающего мира с помощью различных специальных и неспециальных манипуляций, продуманных и выстроенных действий с целью получения какого-нибудь результата.
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.
Однако среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Позвольте Вас спросить: Вы всегда отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Позволяете исследовать свойства приглянувшегося объекта (разобрать, разломать с целью заглянуть внутрь предмета, бросить в воду и т. д.? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: "много будет знать, скоро состарится", «потому что заканчивается на У». К сожалению, "эти промахи" дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
Экспериментировать можно везде на занятиях, дома, на улице. Как организовать свое общение с ребенком? Как получить взаимную радость от общения? Какая деятельность будет интересна и вам, и вашему малышу?
В каждой семье на эти вопросы ответят по-разному. Мы будем рады узнать о вашем опыте открытий и находок. Я же отвечу на эти вопросы так: «Давайте экспериментировать!»
Практический этап.
Как говорят в народе: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». А я добавлю: «Ещё лучше всё это сделать самому». Поэтому предлагаю вам пройти в нашу исследовательскую лабораторию, где вы самостоятельно сможете провести некоторые несложные эксперименты, а затем дома повторить их вместе со своими малышами:
- опыт. «Как заставить холодную воду закипеть». Материалы: сода, уксус, стакан с водой.
Берём стакан, добавляем немного воды, примерно 1/3 стакана, вливаем 1 ч. л. уксуса или лимонной кислоты, затем аккуратно добавляем 1 ч. л. соды и наблюдаем. Вода «закипела», при этом стакан остается холодным. Почему так произошло? Делаем вывод. Сода с уксусом вступают в реакцию, при этом выделяется углекислый газ в виде пузырьков.
Очень простой опыт, но тоже очень интересный.
2 опыт. «Яйцо утонет или всплывет?». Материалы: 2 яйца, 4 ч. л. соли, 2 стакана воды.
Приготовьте 2 стакана с водой. Положите яйцо в первый стакан. Оно тонет.
В другой стакан насыпьте соль. Размешайте хорошо. Положите яйцо в воду - оно держится на поверхности.
А теперь возьмите стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет. В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.
Если вода соленая, ее вес, плотность увеличивается и поэтому яйцо плавает.
3 опыт «Танцующая фольга». Материалы: фольга, расческа, ножницы
Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.
Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.
4 опыт «Волшебный шарик». Материалы: воздушный шарик, скотч, спица.
Ну а, чтобы вас немного развеселить, покажу вам фокус – эксперимент с воздушным шариком: попробую проткнуть его, и он не лопнет. Беру надутый шарик, по бокам которого наклеены кусочки скотча и спицей прокалываю в местах, где приклеен скотч насквозь, шарик не лопается, он сдувается. Почему? Скотч не позволяет резине сжаться. Под большим давлением воздуха в шаре при проколе, воздух пытается выйти быстрее наружу, а так как резина натянута, то это приводит к тресканью (начинает рваться) резины!
5 опыт «Апельсины и вода». Материалы: 2 апельсина, 2 миски.
Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул, а второй плавает! В апельсинной кожуре есть пузырьки воздух. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет,
потому что тяжелее воды. Которую вытесняет.
В заключение дадим несколько важных рекомендаций родителям:
- Научитесь дома, на даче или во дворе находить необыкновенное в обыкновенных предметах;
- Создавайте интересные ситуации экспериментирования с игрушками и предметами быта;
- Дайте ребенку радость открытий;
- Воспитывайте желание познавать и любить мир ;
Накапливайте яркие впечатления детства - практический опыт, обогащающий интеллект ребенка
Спасибо за сотрудничество !!!!
Приложение
Анкета для родителей
«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ».
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1.Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Никогда)
2.Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3.В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
________________________________________________________________
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
________________________________________________________________
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?
________________________________________________
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе. Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
Цель семинара - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX начала XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками....

Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"
Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...

Семинар - практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: "Играем пальчиками".
Семинар - практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему: "Играем пальчиками"....

Семинар - практикум "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством даров Ф. Фребеля"
Рекомендации по развитию речи посредством "Даров Фребеля"...

семинар-практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
Семинар -практикум способствовал повышению педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, формированию у педагогов новых професси...

Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»
Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...
