Главные вкладки

    Семинар-практикум для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки» /с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме/
    методическая разработка на тему

    Бегей Марина Владимировна

    Цель семинара  - проктикума в ознакомлении взрослых и детей с народными куклами конца XIX  начала  XX веков, в умении изготовлять обрядовую куклу Пеленашку своими руками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar-praktikum_kukla-obryadovaya.doc151.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

    для родителей и детей старшего дошкольного возраста

    «Изготовление тряпичной обереговой куклы Пеленашки»

    /с использованием новых форм и методов работы

     в интерактивном режиме/

    План подготовки семинара-практикума

    1. Изучение литературы по данной теме:

         - Журнал «Народная игрушка»; №2 – 2012 г.

         - Детская энциклопедия из серии «Я познаю мир».

    2. Организация стенда «Такие разные куклы»

    3. Изготовление детьми пригласительных билетов для каждой семьи.

    4. Составление технологических карт.

    5. Изготовление образцов народных кукол

    6. Подготовка афиши-приглашения на семинар

    Проведение семинара-практикума

    Цель:  Познакомить родителей с детьми с народными куклами, бытовавшими в конце XIX  начале  XX веков, показать последовательность изготовления Куклы Пеленашки. Обратить внимание на необходимость грамотного подбора ткани. Развивать чувство формы, пропорций, цвета. Совершенствовать взаимовыручку при работе в паре со своим ребёнком.

    Продуктивная деятельность:  Овладеть навыками по изготовлению куклы – оберега. Сделать куклу – оберег совместно с детьми. Гордиться совместным трудом, беречь труд взрослых и детей.

    Познавательно-исследовательская деятельность: Дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.

    Коммуникативная деятельность: Строить общение по схеме: ребенок – родитель - воспитатель. Учиться понимать друг друга. Обсуждать процесс совместной продуктивной деятельности, результат.

    Методические приёмы: рассказ воспитателя, показ способов действия, рассматривание и обследование образцов кукол, совместная работа.

    Оборудование и материалы:  проектор,  экран, компьютер, музыкальная подборка р.н.мелодий,  презентация «Куклы наших бабушек», лоскуты ткани, вата, нитки, выставка кукол-образцов из ткани, технологические карты выполнения Куклы Пеленашки.

    Предшествующая работа:

    1. Беседа с детьми  об истории возникновения кукол.

    Цель: Познакомить детей с историей возникновения куклы; многообразием материала, применяемого для изготовления кукол. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    2. Изготовление приглашений на семинар-практикум для каждой семьи в виде открытки-куклы.

    Цель: Упражнять детей в ритмичном нанесении узора красками, характерном для платья куклы. Отразить полученные знания о куклах в рисунках. Воспитывать аккуратность при работе с ножницами и красками.

    Ход семинара:

          Воспитатель совместно с детьми расставляет столы по принципу круглого стола. Дети раскладывают материал, необходимый для практической работы

    На стене выставка «Такие разные куклы», за отдельным столом разложены куклы-образцы.

    Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени, мои сени», дети проходят

    с родителями за общий «Круглый стол».

    Воспитатель. Добрый день дорогие гости. Очень приятно, всех вас видеть у нас в гостях. На дворе у нас октябрь. Раньше его величали поэтическими названиями такими как, паздерник, позимник, желтень, свадебник. Много у октября особых дней: 1 октября Арина - журавлиный лёт, 2 октября Зосима - заступник пчёл,14 октября - Покров (Покров Пресвятой Богородицы), День свадеб. Предки говорили: “Покров, конец хороводам, начало посиделкам”. 27 октября - Праскева - Пятница. С этого дня начинали мять льны. Все подготовительные работы осуществлялись на посиделках, а еще на них девушки и женщины делали различных обрядовых кукол.

     Сегодня я  предлагаю вместе с детьми смастерить самодельную тряпичную куклу. Внимание на экран! (Просмотр презентации «Куклы наших бабушек»)

    Слайд №1.

    На протяжении многих веков русская народная тряпичная кукла являлась неотъемлемой частью культуры и быта древних славян. Кукла - первая среди игрушек. На нее не влияет время, она по прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

     

    Слайд №2.

     Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

    Слайд №3.

    Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

    Слайд №4.

    Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и другом, и спутником, и оберегом.

    Слайд №5.

    Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку, и обе они уже ждут, когда появится дитя.

     А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.

    Слайд №6.

    В старину в русской деревне у каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка. И когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.

    Слайд №7.

             Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Считалось, что кукла оберегала его от болезней.

    Слайд №8. 

    Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках. Мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

    Слайд №9.

    Первой куклой в жизни ребёнка, участница таинства его рождения – Кувадка. Считалось, что во время рождения ребёнка отец должен взять в руки такую куколку и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребёнком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного. Основанием такой куклы служит свёрнутый и скрученный в трубочку кусок любой ткани.

    Слайд №10.

    Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку Кубышку-травницу. Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни.

    Слайд №11.

    Крупеничка (Зерновушка) - кукла, набитая крупой. Это образ дородной женщины-хозяйки, хранительницы достатка в доме. В основе куклы холщовый мешочек с круглым дном, в который насыпается крупа. Горловина мешочка затягивается верёвочной петлёй. После окончания уборочных работ крестьяне отбирали самую лучшую, отборную крупу нового урожая, чтобы наполнить ею куклу. Куклу-мешочек бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, рядом с иконами.

    Слайд №12.

    Свадебные куклы-неразлучники. Это парочка кукол делается из одного лоскута, как правило, красного цвета. Неразлучников связывают одной ниткой, не прерывая процесса.

    Слайд №13.

    Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

    Слайд №14.

    Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Все куклы, изготовляемые в семье - обереги, они оберегали человека от несчастья. 

    Звучит русская народная мелодия «В горнице».

     Выходит Мастерица в русском сарафане.

     

    Мастерица. Я не привыкла напрасно хвалиться,
                                    Все называют меня мастерицей
                                    За то, что сама я куклу свою,
                                    Вяжу, вышиваю, и шью, и крою

    Ребята, а вам бы хотелось иметь такие самодельные куклы, сделанные вместе с мамой? (ответы детей).

    Воспитатель. Мамы с удовольствием начнут работу, а вы ребята будете им помогать? (ответы детей). Итак, за работу!

    Мастерица. Первую куклу для ребенка ласково называли нянюшка. Нянюшку нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место ее возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму - разуму, пошептать на ушко что - то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать такую куколку - Пеленашку.  

    Слайд №15.

      Куколка - Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый свивальником. В старинной русской деревне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие младенцу - оберегать его.

    Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.

    Пеленашка или кукла - младенчик служила оберегом, т.е. оберегала младенца от всего плохого, злого. Так же давали куклу в ручку ребенка в качестве естественного массажера.

    В изготовлении пеленашка проста.

    Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани.  А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручиваем в скатку, перетягиваем посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Завязываем узел, символизирующий пупок  - центр жизненной силы. Потом обозначаем голову. Для этого перетягиваем  скатку нитями, выделяя треть длины.

    Повязываем платочек, запеленываем плотно в пеленку и обертываем ленточкой. Кукла готова (см. Технологическую карту- Приложение №1).

     Родители вместе с детьми под р.н.мелодию делают куколку-Пеленашку.

    Воспитатель. Кукла готова, я вас поздравляю! Для многих ребят эта первая сделанная мамой кукла!

    В конце занятия ребята играют со своими куклами, укачивая их под колыбельную:

    «Как у бабушки Варвары»

    Как у бабушки Варвары в магазине есть товары,

    Есть пустышки, погремушки, разноцветные игрушки.

    Мы купили балалайку, серый котик, поиграй-ка.

    Балалайка заиграла, дочка плакать перестала.

    Трень, брень, трень, брень, у нас весело весь день,

    Балалаечка вздохнула, моя доченька уснула.


               Мастерица. Пусть она станет для вашего ребенка талисманом, оберегом, самой дорогой и бесценной игрушкой. Спасибо за участие  в нашем мероприятии. Любите своих детей!  

    Воспитатель. Пусть куколка, сделанная вашими умелыми руками, станет украшением и защитой вашему дому! А подвести итог нашего семинара мне хотелось бы притчей.

    Притча «О мудреце и хитреце».

    Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

    - Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

    - Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

    - Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

    Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

    - Всё в твоих руках.

    Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о семинаре, выбрав атласный бантик любого цвета и украсить им сарафан нашей русской красавицы. Бантик красного цвета – понравилось всё, синий - хочу узнать больше, желтый - заинтересовало, буду внедрять в своей работе.

    Мастерица. А сейчас самое время чаю с медом отведать, ведь вы помните что сейчас, в октябре мёд особый, да и пряники к чаю будут в самый раз.

    Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Технологическая карта по изготовлению куклы Пеленашки.

    1. Берём лоскут толстой ткани и скатываем трубочкой в руках; посередине заматываем ниткой, затем отступаем  от верха валика 4 см  и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову. Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.

    2. Складываем платок из квадратного лоскута размером 8 * 8 см и обтягиваем конец валика, концы платка расправляем и крест-накрест укладываем   на лицевой стороне куклы, затем закрепляем их узкой полосой тёмной ткани   и завязываем узлом на тыльной стороне.

    3. Берём лоскут ткани, подкладываем его под куклу.

    4. Пеленаем куклу, как младенца, затем готовую куклу перевязываем яркой тесьмой.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    Технологическая карта по изготовлению куклы  Кувадки.

    1. Берем полоску ткани для туловища Кувадки и скручиваем в длину.
    2. Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно 2 см, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.
    3. Берем полоску ткани для рук и с коротких сторон сгибаем примерно по 1 см внутрь.
    4. Далее сгибаем полоску ткани аналогично, как для туловища. Сначала по длинным сторонам внутрь к середине.
    5. Затем еще раз сгибаем стороны к середине.
    6. И последний раз складываем стороны вместе. Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом, оформляем ладошки у куклы Кувадки.
    7. Теперь скрутку ручек вкладываем между полосками скрутки туловища под головой Кувадки. Перевязываем куклу по талии ниткой
    8. Завязываем поясок. Вверх Кувадки можно продеть нитку или ленточку, чтобы куклу можно было подвесить.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №3

    Технологическая карта по изготовлению кукол Неразлучников.

    1. Делаем общую руку – как символ будущей совместной жизни неразлучников, что все делать придется вместе. Лоскут красной ткани (сверху для крепкости дублируем тканью из холста таких же размеров) длиной 30 см и шириной 7 см складываем вдоль от краев к середине и затем пополам. Для укрепления можно внутрь вставить деревянную палочку или длинную щепку.

    2. Делаем ладони. Вырезаем из квадратиков размером 6 х 6 см, складываем пополам, одеваем на концы рук, подгибаем и обвязываем нитью. Можно сразу завязать концы руки красной нитью или шнурком, на которую кукла будет подвешиваться.

    3. Куклу Невесту изготавливаем из лоскута красной ткани 30 х 12 см, как у куватки лоскут по длинным сторонам складываем к средине и пополам. Внутрь для укрепления перед складыванием кладем лоскут холстины того же размера. Середину длинной скрутки оборачиваем квадратом белой ткани 12 х 12 см, затем всю скрутку сгибаем пополам и перевязываем вверху нитью, отступив примерно на 2,5 – 3 см. Так мы наметили голову. Сверху головы привязываем или пришиваем тесьму и привязываем нитью платок. Куклу одеваем на общую руку и завязываем под рукой, намечая талию куклы. На куклу привязываем юбку 35-40 см х 12 см и передник 8 х 6 см. Подвязываем кукле поясок и надеваем бусы. Кукла Невеста наряжена.

    4. Основа куклы Жениха изготавливается аналогично. После обвязывания скрутки вверху и обозначения головы, на нее накладываем волосы и привязываем сверху. Изготавливаем картуз  - квадрат ткани размером 5 х 5 см подгибаем все края вверх. Складываем пополам, одеваем голову и привязываем. Рубаху делаем из лоскута цветной ткани 6 х 15 см. Вырезаем отверстие для головы, одеваем на куклу. Для украшения спереди и по низу рубахи пришиваем тесьму. Привязываем на талии поясок. На ноги куклы одеваем сапоги. Для этого вырезаем два лоскута черной ткани 8 х 6 см. Подгибаем по краям по ширине, а по длине складываем, также как скрутку к середине и пополам. Получившиеся скрутки перегибаем, одеваем на концы ног жениха и привязываем. Кукла Жених наряжена.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме» «Азбука дорожных наук » в возрастной старшей группе

    Задачи:1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД –   самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.Познакомить родителей  с методами обучения детей ПДД.2. Обра...

    «Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

    Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...

    «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

    1. Познакомить родителей с проблемой полоролевого воспитания детей;2. Раскрыть особенности полоролевого воспитания мальчиков и девочек;3. Дать информацию о подходах к воспитанию мальчиков и девочек....

    Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами» (С использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме)

    Цель:·         Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.·...

    Мастер-класс для родителей «Необычными вещами рисовать умеем сами» (С использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме)

    Цель:·         Дать родителям представление о программе нетрадиционного рисования с детьми, реализуемой в детском саду.·...

    Родительское собрание «Сенсорное развитие малышей» использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме

    Цель:настроить родителей и педагогов на тему предстоящего разговора, расширить представления о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответстве...