"Содержание и уровень развития речи детей".
консультация (старшая группа)

Светлана Владимировна Иванова

использование различных форм фольклора в детском саду и дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и уровень развития речи детей .

Изучая научные работы  учёных, статистика показывает, проблема речевого развития детей дошкольного возраста в современном мире актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями находится на высоком уровне. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. На сегодняшний день по данным учителей-логопедов, дефектологов школ и дошкольных учреждений 58% детей дошкольного возраста и 56% первоклассников имеют отклонения в речевом развитии. Не скомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости. Недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях. Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

Содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и сверстниками. Поэтому одним из эффективных, действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является детский фольклор. Возможность использования фольклора  в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием младших дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы замечаем, как  постепенно, шаг за шагом, они  учатся говорить — овладевают умением выговаривать определенные звукосочетания, произносят слова, а затем связывают их между собой в предложения и фразы, овладевают способностью  ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. [6]

Большое количество детей  в возрасте 3-4 года еще плохо говорят. И родителям (законным представителям) в одиночку не справиться,  требуется дополнительная помощь педагога ДОУ в развитии и формировании речи. И важную роль в развитие речи детей младшего дошкольного возраста играют  малые формы фольклора: потешки, загадки, прибаутки, поговорки, сказки, заклички, пестушки, небылицы, перевёртыши.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации, делающего свои первые шаги в воспитании ребёнка. Использование малых форм фольклора в семье положительно влияет на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  В ходе анкетирования родителей выяснилось, что родители практически не используют с детьми дошкольного возраста малые формы фольклора, практически не знают ни одной колыбельной песни ("Раньше пели, а сейчас мы уже большие"), кроме "Баю - баюшки-баю, не ложися на краю..." и то не до конца.

Таким образом, учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в творческом коллективе назрела необходимость в поиске эффективных методов работы с детьми и их родителями в части развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством различным форм фольклора.

Л.И. Левшина отмечает, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Но родители  (законные представители) в современном мире, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, стихи, потешки)  в семьях практически не используются. А именно фольклор в  речевой  деятельности ребенка является  залогом успешного усвоения языка на данном возрастном этапе. [7]

 Учителя – логопеды, дефектологи отмечают, что бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в младшем дошкольном возрасте. У ребёнка образование речевой патологии происходит вследствие генетических факторов и неврологических расстройств.

Усвоение родного языка происходит поэтапно. От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В возрасте 3-х лет заканчивается в основном анатомическое созревание речевых областей мозга. По данным физиологии, функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.

Анализ теоретических и диагностических материалов по проблеме речевого развития ребенка  в младшем дошкольном возрасте выявил следующие противоречия между потенциальными возможностями фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста и недостаточной обеспеченностью педагогов ДОУ  и родителей (законных представителей) методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Интерес к развитию детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: В.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, О. И. Соловьева и многие другие.   Восприятие речи окружающих взрослых всегда опережает собственную речь детей. К. Д. Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием».  Действительно, роль имитации в усвоении языка значительная, но это не слепое подражание, оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, его потребностей, из игровой, познавательной, бытовой и трудовой деятельности.

Основными направлениями работы по развитию речи младших дошкольников являются:

- расширение словарного запаса детей;

- развитие звуковой культуры речи;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие связной речи (монологической и диалогической); развитие образной речи.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Содержание и специфика малых фольклорных жанров рассматриваются в работах В.П. Аникина, О.В. Бережнова, Б.Н. Путилова, А.П. Илькова и др.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Развитие  речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Фольклор - совокупность различных видов и форм массового устного художественного творчества одного или нескольких народов.

Малый фольклорный жанр - это миниатюрные произведения,

созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и др.

Детский фольклор - специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей.

Потешки - короткие стишки (реже песенки), предназначены для развлечения детей младшего возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания.

Заклички - небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Приговорки - это общение с природой один на один. Приговорки могут быть обращены к домашнему быту или к любым повседневным занятиям

Прибаутки - это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.

Считалки - жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.

Скороговорки -  короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.

Чистоговорки  - малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром или многократном повторении.

Дразнилки - весёлые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребёнка, в особенностях его поведения.

Поговорки - словосочетания, отражающие какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в ДОУ и семье позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

В ходе обобщения опыта использовалась следующая теоретическая терминология:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Справка по итогам проведения сравнительного контроля по вопросу "Уровень развития речи детей младшего возраста".

Спарвка включает в себя основные аспекты по формированию уровня развития речи детей младшего возраста в ДОУ по программе  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи у детей+ игровые упражнения...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали, что у...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали,...

Уровень развития речи детей в 4-5 лет

Уровень развития речи в 4-5 лет...

«Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, я их разделила на группы и определила назначение....