«Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»
методическая разработка на тему

Антонова Елена Валерьевна

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, я их разделила на группы и определила назначение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста» 

                                                                                  (из опыта работы)
  Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

   В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С.О.Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Создала картотеку пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив
главную цель: формировать у детей раннего возраста основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила для себя ряд основных задач:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Провела следующую работу с воспитателями:
  Семинар-практикум «Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста». Сейчас я провожу активную подготовку к практикуму с воспитателями на тему: «Пальчиковая гимнастика для развития речи у детей раннего возраста», где хочу познакомить педагогов с видами массажа для пальцев рук и разнообразными пальчиковыми играми и упражнениями.

   Я стараюсь также использовать разнообразные формы работы с родителями, такие как: индивидуальные беседы, консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков — машинки, конструкторы, а у девочек – куклы. Даю рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Основная работа заключается в работе с детьми раннего возраста.
   В начале года мною был разработан перспективный план пальчиковых игр. Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделила на группы и определила назначение.

1. Игры-манипуляции.
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.
- «Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
- «Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
- «Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
- «Елка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
   К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
  Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
   С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
- «Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
- «Кулак — ребро — ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
- «Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
- «Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
- «Горизонтальная восьмерка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
  Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев рук. В данных упражнениях использую традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
Например:
— левой рукой поглаживать правую;
— руки сжать в кулаки, кулаком левой руки постукивать по кулаку правой руки и наоборот («молоток»);
— разминать, а затем растирать каждый палец сначала вдоль, а потом поперек;
— растирание ладони шестигранным карандашом (между ладонями, затем между каждым пальцем). Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение;
— детям нравятся упражнения с массажными мячами (вращение мяча каждой рукой между ладонями, раскатывание между ладонями, сжимание, раскатывание по всей руке и т. п.).

- «Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как при мытье рук.
- «Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
- «Засолка капусты» — движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
- «Согреем руки» — движения, как при растирании рук.
- «Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
- «Гуси щиплют траву» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

6. Театр в руке.
   Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
- «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»)
- «Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
- «Рыбки» — кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее.
- «Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог — левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

7. Игры за столами.
Свободное похлопывание кистями по столу (одновременно и поочередно).
Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе).
Имитация игры на пианино.
Разведение пальцев врозь и сведение их вместе (ладони на столе).
Смена положения рук (кулак, ладонь, ребро).
Бегающие человечки (указательный и средний пальцы обеих рук).

   На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.

    Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром, на прогулке и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
  В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

   На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку; игры с карандашами, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга. Детям также интересно разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

   Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяю упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

   В начале года мы с детьми учимся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.
Потом я включаю пальчиковую гимнастику в режим дня.
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

2. Во время утренней гимнастики.
  Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагаю «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. В это время спрашиваю у детей: «Какой мяч?». (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагаю комплекс физических упражнений без предметов, то использую разминку «Замок».

3. На физкультминутках (три-четыре упражнения)
 Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), Детям предлагаю махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагаю сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются» или «Коготки»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки («Надеваем перчатку») и предметов — прокатывание карандаша, грецкого ореха.

4. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
 Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

5. На прогулке в теплое время года.
  После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагаю с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использую я в конце прогулки.

«Гусь»
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!

«Зайчик — кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка.
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.

   Таким образом, развитие кисти руки и координации движений пальцев рук — задача, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создает зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребенка.
  Для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук....

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи у детей+ игровые упражнения...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали, что у...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали,...

Презентация "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста"

Речь является важнейшим  средством  развития личности ребёнка и начинает активно формироваться уже в раннем возрасте....

Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возраста

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербург Открытое занятие по развитию влияния пальчиковых игр и упражнений на речь детей раннего возрастаЦель: Спос...

Пальчиковые игры и их влияние на уровень развития речи детей раннего возраста.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции.Исследования учёных доказали, что у...