Возрастные особенности развития голоса и слуха детей дошкольного возраста.
консультация

Пяткова Елена Викторовна

Инфомация для родителей о возрастных особенностях развития слуха и голоса детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-5лет83.31 КБ
Файл 5-7лет92.46 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\8.jpeg

                     Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-4 лет.

        У детей этого возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания.

Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон (ми-си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Важно создавать благоприятную атмосферу для слуха, разъясняя вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. Необходимо объяснить, насколько опасно позволять петь дошкольнику на улице в холодную, сырую погоду.

Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другое, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.

В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.

 Ученные считали, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы.

                  Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет.

        На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное.

У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Важной задачей при обучении детей пению является раскрытие жизненного содержания песни ребёнку, научить его радоваться, получать наслаждение от своего пения, а также радовать других своим исполнением.

 Маленького ребенка можно научить только тому, что любишь сам, причем путем ненасильственного вовлечения.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\6.jpg



Предварительный просмотр:

               Особенности   и  развитие  слуха   и   голоса   детей  5-6 лет.

 

      Общее развитие  ребенка  на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата  и  на развитие слуховой активности. Однако, голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый, он усиливается резонаторми. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому  голос  у детей 5-6 лет несильный, хотя порой  и  звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

Действительно, дети  этого  возраста  могут петь уже в более широком диапазоне (ре - до ). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с  детьми  надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примерными) звуками для  детей  5-6 лет чаще всего являются (ми) фа - си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное. Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

Уровень общего музыкального развития, в частности, уровень развития мелодического  слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у  детей  старшего  дошкольного   возраста  очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще  и  те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это говорит о том, что у  ребенка  еще не сформирована координация  слуха   и   голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.

Дети этого возраста могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, узнавать по тембру музыкальные инструменты.

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\9.jpeg

                                                                                                                                                           

                        Особенности развития голоса и слуха детей 6-7 лет.

       Развивая вокально-хоровые навыки, нужно учитывать физическое состояние  ребёнка   6-7 лет  и   особенности  анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у  ребенка  не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому  голос  у детей этого  возраста  не сильный, хотя, порой,  и  звонкий.

Голосовые связки требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы  дети  кричали, напрягали голос. Охране детского  голоса  уделять достаточное внимание. Нужно следить и наблюдать за тем, чтобы  дети  не перегружали  голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением, не говорили слишком громко. Крик, шум портит  голос   детей, притупляет  слух   и  отрицательно влияет на их нервную систему. Особенно вредно крикливое пение, громкие разговоры детей и взрослых на улице в холодную, сырую погоду.

Не следует поощрять пение  детьми  песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат дома по радио, телевизору, аудио-  и  видеозаписях. Пение таких песен (особенно громкое их исполнение) наносит вред слабым голосовым связкам  ребенка. Воспитателям  и  родителям надо знать, что диапазон у  детей  формируется с  возрастом, что к старшему  дошкольному   возрасту  у  детей  певческий диапазон расширен только от "ре" первой октавы  и  до "до" второй октавы, а "рабочий" диапазон, где  дети  достигают наиболее легкого звучания ограничен звуками "ми - си" первой октавы.

                            C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\дети.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Одним из важнейших факторов развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста  является создание условий,  способствующих формированию их способностей....

Особенности развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Стастья адресована для педагогов, логопедов и психологов дошкольного образования....

"Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление.Индивидуальным и уникальным   является и процесс его развития. Одни дет...

Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Презентация "Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"...

Статья. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития...

Статья на тему: «Детский шумовой оркестр как средство развития музыкально – ритмического слуха детей дошкольного возраста»

Главный принцип  работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям....