Возрастные особенности и этапы формирования речи детей дошкольного возраста
презентация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления . Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно , вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых впечатлений , не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых, тактильных раздражений. Ориентировочные реакции и ориентировочно-исследовательская деятельность, основанные на них, играют важную роль в психической деятельности ребёнка, что подтверждается исследованиями А.Р.Лурии , А.В.Запорожца, Л.А.Венгера , М.И.Лисиной. Ранний возраст – это самое удивительное время, время открытий, роста, и окрыляющее быстрого развития малыша. В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности.
По данным А.М.Фонарёва: новорожденный врождённый рефлекс движения глаз , возникающий под влиянием движущегося в поле зрения раздражителя и вызывающийся в первую неделю жизни у здорового ребёнка; в две недели жизни развивается устойчивое прослеживание , притормаживание общих движений , а также движение головы , которая следует с некоторым опозданием за движением глаз; к концу первого месяца у детей вызывается длительная фиксация предмета, лица взрослого, находящегося от глаз сбоку, сверху, снизу; в первой половине второго месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз : фиксация, конвергирование , прослеживание, бинокулярное зрение. Как указывает М.Ю.Кистяковская , оптические раздражители в этот период могут затормозить возникшее у ребёнка эмоционально-отрицательное состояние или сосательные движения; у детей 2 – 3 месяцев жизни длительность фиксации взглядом значительно увеличивается; к 4 – 5 месяцам появляются зрительные дифференцировки , которые имеют большое значение, так как являются физиологической основой сенсорного развития. Зрительный анализатор является центральным аппаратом в познавательной деятельности, на что указано в работах А.Пейпера , В.Г.Ананьева и др.
к 3 – 3,5 месяцам формируется ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука; в 4 месяца ребёнок прислушивается к голосу взрослого , ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением ; с 5 месяцев дети различают тон голоса , адекватно на него реагируют, то есть появляются слуховые дифференцировки ; в возрасте 8 – 12 месяцев: формируется начальное понимание обращённой речи ; начинает формироваться слух , а заканчивается его формирование в норме к 1 году 7 месяцам. Слухо – речевой анализатор
Н.И.Касаткин показал, что слухо – речевой анализатор развивается раньше других отделов , связанных с функцией речи, что вызвано созреванием слухового анализатора к моменту рождения ребёнка. Но для функционирования слухо-речевого анализатора необходимо развивать у ребёнка слуховое сосредоточение, тонкие дифференцировки на человеческий голос, то есть развивать не просто слух, а речевой слух. Одним из показателей нервно-психического развития здорового ребёнка является развитие понимания речи . Развитие понимания речи является очень сложным и длительным процессом. Для развития импрессивной (пассивной, внутренней) речи исключительную значимость приобретает эмоциональное общение с ребёнком первых дней жизни. Как показали исследования М.М.Кольцовой , в первые месяцы жизни при общении со взрослым слово воспринимается ребёнком как компонент комплексного раздражителя , в который входит: положение тела ребёнка, обстановка, вид говорящего, его голос и интонация.
Со второго полугодия жизни у ребёнка резко возрастает интерес ко всему окружающему . В 7-8 месяцев при правильном воспитании начинает устанавливаться связь некоторых слов с окружающими предметами , то есть формируется первичное понимание речи . К концу первого года в результате установления большого количества разнообразных сочетаний с одним и тем же словом оно становится обобщённым . «Формирование обобщений свидетельствует о начале функционирования второй сигнальной системы , свойствами которой является обобщения и отвлечения». И.П.Павлов
Эмоционально-положительные выразительные реакции возникают и развиваются под влиянием внешних воздействий на органы чувств в момент эмоционального общения с ребенком . При установлении эмоционального контакта с ребёнком уже в первые месяцы жизни можно вызвать у него улыбку . Как указывает М.Ю.Кистяковская , улыбка не является прирождённой социальной реакцией, как считал Ш.Бюлер , а появляется при фиксации взора ребёнка на лице у взрослого или предмете. Уже на втором месяце жизни ребёнка появляются простейшие формы доречевого общения со взрослым в виде улыбки, хаотичных общих движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым, так называемого « комплекса оживления ». Как показали исследования Н.М.Щелованова , эмоции составляют не только наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма, так как в систему эмоциональных реакций включаются не только внешние мимические, голосовые и общедвигательные реакции, но и внутренние сердечно-сосудистые , дыхательные и эндокринные. А.Пейпер отмечает, что маленькому ребёнку свойственны такие реакции, как удивление, страх, смех, радость, внимание, и каждому из этих проявлений соответствуют определённые мимические движения. Эмоционально – положительные выразительные реакции
Движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи. В развитии речевой активности большое значение имеет манипулятивная деятельность , предметная и игровая активность . М.И.Лисиной было установлено, что: до 6 месяцев жизни ребёнка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз , после 6 месяцев – двигательные реакции руки . Движения, практическая деятельность 4 – 7 мес. формирование простых результативных повторных предметных действий, целенаправленных; 7 – 12 мес. этап соотносимого действия, манипулирование одновременно двумя предметами; 12 – 18 мес. этап появления функционального действия: ребёнок выделяет функции предмета, обобщает его значение, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра; в возрасте одного года здоровый ребёнок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки. Р.Я.Абрамович_Лехтман описывает становление предметно-игровой деятельности у детей и выделят 3 этапа:
Речевой онтогенез- это процесс становления и развития речи отдельного индивида. При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путём подражания и упрочиваются путём рефлекторного повторения – физиологической эхолалии . Для того чтобы ребёнок стал говорить, у него должны достигнуть определённого уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы , так и органы артикуляции . Это созревание анатомическое и функциональное, они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, что подчёркнуто в работах: И.А.Сикорского, А.Н.Гвоздева, Д.Б.Эльконина . Существуют основные этапы развития речи: крик; гуление ; лепет; простейшие и звукоподражательные слова; простейшие фразы; развернутые фразы.
4 Подготовительный этап (до 1 года) 1 2 3 5 А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: Преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет) Дошкольный этап (от 3 до 7 лет) Школьный этап
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДО 1 ГОДА Первый крик своего малыша родители слышат еще в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель . Криком ребенок символизирует о состоянии дискомфорта. Р.В.Тонкова– Япольская указывает, что во время крика ребёнка активизируются специфические зоны коры. При крике ребёнок слышит свой крик, импульсы достигают слухо-речевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию. 1 этап – подготовительный
РАЗВИТИЕ РЕЧИ начинается у ребенка с 2 месяцев. К 2 – 3 месяцам жизни КРИК становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. Возрастом от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом ГУЛЕНИЯ. У ребёнка появляются короткие звуки – гуканье , кряхтение, а затем и гуление . Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определённую интонацию, с их помощью ребёнок привлекает внимание взрослого. В это время он активно гулит , произносит на распев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», « у-а-а », «агу», « ава », «угу», « аха ». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослыми. Разговаривая с ребенком, взрослые стимулируют его речевое общение. Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. В 2,5-3 месяца у ребенка появляется ПЕРВЫЙ СМЕХ . Он с удовольствием заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову. 1 этап – подготовительный
В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый « КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ » со смехом при эмоциональном общении со взрослыми. Малыш радостно стучит ножками, машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращения. К 5-6 месяцам малыш начинает ЛЕПЕТАТЬ , произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: « ма-му-ма », « ба-ба-бо ». Это связано с тем ,что к шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета), произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных органов и акцентом на первом слоге. Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определённую интонацию, с их помощью ребёнок привлекает внимание взрослого. Прежде всего дети усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто употребляются взрослыми. Именно в 5 месяцев у малыша появляется ВНИМАНИЕ К АРТИКУЛЯЦИИ ВЗРОСЛЫХ . Он следит за тем как мы произносим звуки и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодию, интонацию. 1 этап – подготовительный
В.И.Бельтюкова и А.Д.Салахова считают, что лепет , развиваясь на базе врождённых инстинктивных реакций ребёнка – сосания, глотания и др., является автономным и отражает в своём развитии процессы созревания нервной системы . 1 этап – подготовительный 1 этап переданная по наследству программа артикуляционных движений реализуется независимо от слуха ребёнка в виде гуления , лепета; 2 этап в лепет включаются механизмы аутоэхолалии ; 3 этап в лепет включаются механизмы эхолалии . Физиологическая эхолалия , проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению. Лепет является врождённым процессом , то есть результатом известных исторически накопленных речедвигательных реакций человека, переданных ребёнку по наследству, и состоит из трёх этапов :
Наиболее ИНТЕНСИВНЫЙ ПРОЦЕСС НАКОПЛЕНИЯ ЗВУКОВ ЛЕПЕТА происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца . Затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. От 7 – 8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется ПОНИМАНИЕ РЕЧИ . Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация , ритм , а затем общий контур слова . И примерно с 7 – 8 месяцев в речевом развитии малыша начинается ЛЕПЕТНОЕ ДЕКЛАМИРОВАНИЕ . Ребенок произносит цепочки слов с разными интонациями. В возрасте 8 месяцев длина цепочек лепетных слогов максимальна и составляет около 4-5 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи уменьшается до 2-5, что соответствует среднему числу слогов в словоформах русской речи – 2-3. Наиболее выделенный по своей длительности сегмент цепи характеризуется наиболее чёткой структурой своих шумовых и вокальных компонентов, краткие же сегменты характеризуются относительно стёртой редуцированной звуковой структурой. Первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций («а-а-а» и т.п.) сменяются к 8-9 мес. цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (« тя-тя-тя » и тд .); затем в 9-10 мес. появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (« те-тя-те »). 1 этап – подготовительный
К 10 месяцам формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Все это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребёнка. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребёнком, мать систематически обращает своё внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки лепетных сегментов, он воспроизводит ПЕРВЫЕ ЛЕПЕТНЫЕ СЛОВА , по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка. К 10 месяцам малыш научается понимать и произносить слова «ДА», и «НЕТ» , сопровождая их сопутствующими жестами. Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом ( ва-ля , ди-ка , дя-на , ба-на-па , э-ма-ва и т.д.). При этом какой-либо один слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, так в доречевых средствах общения закладывается ударение ( Н.И.Жинкин ). 1 этап – подготовительный Период активного лепета совпадает с активным сидением. Чем больше расширяется моторная сфера, тем активнее совершенствуется речь ребенка.
По мере развития лепета звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляются губно-губные, губно-зубные, альвеолярные, переднее-, средне- и заднеязычные, фарингальные, носовые и ротовые, звонкие и глухие, смычные и щелевые, твёрдые и мягкие. К концу первого года жизни ребёнка появляются первые слова (10-15), в большинстве своём состоящие из парных одинаковых слогов: «баба», «папа», «мама», « ляля » «дай», «на», « ко-ко », « биби »и др. 1 этап – подготовительный Таким образом, к концу первого года жизни у здорового ребёнка: появляются импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность, ребёнок самостоятельно передвигается. На этом заканчивается доречевой период и дальше идёт период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДО 3 ЛЕТ В конце первого - начале второго года ребёнок начинает внимательно следить за действиями взрослого, которые являются для него новыми, а затем пытаются сделать то же самое. В этот период ребенок охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова . При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. У ребенка появляется АВТОНОМНАЯ РЕЧЬ : ребенок начинает говорить на собственном, своеобразном языке, который отдаленно напоминает язык взрослых. Прежде всего «детские» и «взрослые» слова различаются по своему звуковому составу. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет и просьбу, и чувства. Например, слово «каша » может обозначать разные моменты : «вот каша», «дай кашу», «горячая каша». Развитие словаря у ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов , а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы : фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. 2 этап – преддошкольный
К 1,5 – 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама дай сок», «Мишка сидит». Появляются первые прилагательные «хороший – хаёси », «плохой – пахой », «большой - басёй », «маленький – маикий ». На протяжении 2 – 3 года жизни у ребенка идет бурном развитии словарного запаса : 2 этап – преддошкольный к 1 г. 6 мес. 10 – 15 слов к концу 2 лет 300 слов к 3 годам около 1000 слов К 2 годам дети овладевают навыками употребления : форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В работах А.Н.Гвоздева с учётом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие ТРИ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ: I период – период предложений , состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа: этап однословного предложения. этап предложений из нескольких слов-корней. II период – период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя три этапа: этап формирования первых форм слов. этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов. этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений . III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). 2 этап – преддошкольный
ФРАЗОВАЯ РЕЧЬ Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь . Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных . Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить), ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов !»), суффиксов («У меня есть куклочка »), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле »), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет. Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. Ребенок запоминает и рассказывает небольшие стишки. Постепенно исчезает физиологическое смягчение согласных звуков. 2 этап – преддошкольный
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Ребенок правильно произносит гласные и простые согласные звуки (б, бь , п , пь , м, мь , т, ть , н , нь , к, кь , г, гь , вь , в, ф , фь ). Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ ш ], [ж], [ч’], [ щ ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: « сяпка » (шапка), « зюк » (жук), « цяйник » (чайник), « сенок » (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: « тясы » (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: « сянки » (санки), « зяйка ». Согласные [ р ], [ р ’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л'], [ й ]: « ыба » (рыба), « гия » (гиря), « ябоко » (яблоко), « двель » (дверь), « голюби » (голуби), « мей » (мел). 2 этап – предошкольный Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично. Но если речь ребёнка и к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку. 1. СЛОВАРЬ : на четвёртом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного так и пассивного. Активный словарь ребенка достигает 800-1000 слов. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их сам. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются: местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 3 ОТ 4 ЛЕТ
2. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ : трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (3, 4). Постепенно фраза увеличивается. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов »). 3. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ: согласные звуки произносятся смягченно (« лезецька »-ложечка); свистящие звуки с,з,ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака»-собака, «амок»-замок); заменяются: с-ф (« фобака »-собака), з-в (« вамок »-замок), с-т ( тобака »-собака), з-д («дамок»-замок), ц-т (« тветок »-цветок); шипящие звуки ш,ж,ч,щ произносятся недостаточно четко, пропускаются (« апка »-шапка, « ук »-жук); заменяются: ш-с,ф («сапка», « фапка »-шапка), ж-з,в (« зук », « вук »-жук), ч-ц,ть (« оцки », « отьки »-очки), щ-сь,ть («сетка», « тетка»-щетка); звуки л-р пропускаются (« ампа »-лампа, « ука »-рука); заменяются звуками ль (« лямпа »-лампа, «люка»-рука), й (« ямпа »-лампа, « юка »-рука). 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
4. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как « амабиль », магазин как « гамазин », чемодан как « чедоман », температура как « тематура » и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам. 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
1. СЛОВАРЬ К четырем годам активный словарь достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии (« скобланул »-царапнул). Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова , начинают подбирать созвучные пары слов , составлять небольшие стихи . В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
2. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Дети четырех лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. 3. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ ш ], [ж], [ч’], [ щ ’], многие начинают верно произносить звуки [ р ], [ р ’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [ р ] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша . В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: - исчезает смягченное произношение согласных звуков; - многие звуки произносятся более правильно и четко; - исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками ; - исчезает замена шипящих звуков ш , ж, ч, щ свистящими с, з , ц . 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
4. ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом. 5. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст . Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
1. СЛОВАРЬ К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500 – 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудный малознакомые слова ( экскаватор). 2. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ Развитие речи старшего дошкольника характеризуется умением последовательно, логично излагать свои мысли, а развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
2. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ У детей пяти – шести лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При формирование фразы ребенок использует все основные части речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут ), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов ) и так далее. 3. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; « р » заменяется «л» или « й »; «л» заменяется «ль». Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в слогах со сложной фонетической структурой. 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
4. ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА, СИЛА ГОЛОСА Большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания (вопрос, восклицание). К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Нежелателен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряшливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедленный, создающий трудности в общении. 5. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте. 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению. 1. СЛОВАРЬ Словарь дошкольников шести – семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету. 2. ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ В этом возрасте дети обычно умеют пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных и глаголов используются без ошибок. Слоговая структура полностью сформирована. Ребенок владеет навыками словообразования и словоизменения. 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
3. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания». 4. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
5. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться. 6. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ К 6 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения . Не должно быть никаких замен или пропусков звуков 3 этап – дошкольный (от 3 до 7 лет) ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
Главной особенностью развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение . Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. ВЫВОД: Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; богатая социальная и развивающая среда. 4 этап – школьный ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОТ 7 ДО 17 ЛЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....

"Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР"
Консультация ...

Особенности и этапы развития мышления детей дошкольного возраста
Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь...

Статья: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Статья на тему: «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»...

Возрастные особенности развития голоса и слуха детей дошкольного возраста.
Инфомация для родителей о возрастных особенностях развития слуха и голоса детей дошкольного возраста...

