как научить ребенка аутиста играть
консультация

Кривенко Наталья Анатольевна

стадии игры аутичного ребенка, рекомендации по обучению игровым навыкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_s_autizmom_igrat2.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка с аутизмом играть.

Естественным для ребенка видом жизнедеятельности является игровая деятельность. В ходе игры развиваются его интеллектуальные, эмоциональные, волевые, нравственные качества, формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, происходит становление его личности в целом.  Значимость обучающей функции игры состоит в перестройке отношений ребенка, в социализации. В процессе познавательного развития ребенка изменяется качество игры, появляются новые формы игрового общения. 

Коммуникативные и социальные недостатки, характерные для аутичных детей, приводят к нарушениям их игровой деятельности.  В итоге, в специфической игре детей с аутизмом отмечается отсутствие социально-коммуникативной направленности.

Навыки игры часто считаются далеко не самыми приоритетными, и они регулярно оказываются в самом конце списка важных навыков, которым нужно учить ребенка с аутизмом.  

Мы часто  наблюдаем  нехватку многих игровых навыков у наших детей:  например, ребенок засовывает в рот любую игрушку, которую  ему предлагаем мы, либо ребенок использует игрушки не так, как задумано, либо ребенок отказывается делиться игрушками, либо игрушки интересуют ребенка не дольше нескольких секунд. Самостоятельная игра ребенка с РАС стереотипна и однообразна. Ребенок может много раз проигрывать одно и то же яркое впечатление.

Естественно, родители первым делом будут учить  ребенка  речевым навыкам, использованию туалета и социально уместному поведению. Тем не менее важно научить ребенка играть.

Игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Это связано с тем, что большинство случаев коммуникации и социального взаимодействия между детьми связаны с игрой. Маленькие дети не представляются, не пожимают руки, не обмениваются визитками и не обсуждают состояние экономики. Ребенок подходит к другому ребенку и спрашивает (если он говорящий): «Играть будешь?», или протягивает игрушку тем самым предлагая играть. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком, а также может быть связано с трудностями в таких областях, как умение делиться, умение делать что-то по очереди, и так далее. Маленькие дети учатся этим базовым концепциям благодаря сложным играм.

Как видите, игра очень важна!

Существует основная иерархия игровых навыков, соответствующая разным стадиям развития:

Игра в одиночестве. Ребенок играет с игрушкой при условии, что рядом с ней никого нет, и никто не пытается с ним общаться. Если кто-то садится рядом, то он отворачивается от этого человека или отодвигается. Если кто-то еще прикасается к его игрушке, он встает и уходит.

Параллельная игра. Ребенок играет с игрушкой в непосредственной близости от других детей или взрослых, иногда он наблюдает за тем, как другие дети играют со своими игрушками. По большей части внимание  сосредоточено на его собственной игрушке, ребенок не взаимодействует с ровесниками или взрослыми.

Интерактивная игра. Ребенок  может делить игрушку с ровесником или взрослым и умеет играть по очереди. Это может включать передачу игрушки друг другу или имитацию игры друг друга. При этом он может играть молча, избегая зрительного контакта с другим человеком.

Сотрудничающая игра. Ребенок играет и взаимодействует с другим человеком во время игры с разными игрушками или с одной общей игрушкой. При этом он смотрит на другого человека и поддерживает зрительный контакт. Это может включать строительство башни из кубиков вместе или совместный сбор паззла.

Сюжетно-ролевая игра. Ребенок участвует в воображаемой игре, в которой есть элементы «понарошку». Это включает утешение куклы, которая как будто плачет, приготовление воображаемой еды из пластилина.

Игра на основе правил. Ребенок будет играть в очень социальные и соревновательные игры с другими детьми, включая спортивные, настольные. Все дети разные, кто-то легко переходит от одного уровня к другому, в то время как другие дети могут застрять на одном уровне или пропустить какие-то уровни игры.

Во время обучения игровым навыкам ребенка с аутизмом полезно сразу разработать план работы. Обучение навыкам игры полностью аналогично любым другим навыкам, которым мы собираемся учить ребенка. Выделить маленькие и конкретные цели, определить, как включить в задание поощрение. Да, это может означать, что мы будем награждать ребенка за то, что он поиграл с игрушкой. Многие дети с аутизмом не получают удовольствия от игры с игрушками… по крайней мере, не от такой игры, какую мы имеем в виду. Ребенок может быть уверен, что паззл нужно облизывать, а мы портим все веселье, когда говорим ему этот паззл собрать. Практически наверняка нам понадобится поощрять ребенка за то, что он играет определенным образом с игрушкой или без нее.

Вот несколько общих рекомендаций по обучению игровым навыкам. Эти советы могут быть полезны как родителям, так и специалистам:

— Как правило, проще всего учить навыкам игры со взрослым и только потом привлекать ровесников. Взрослые более предсказуемые и менее требовательные, чем дети, именно по этой причине детям с аутизмом проще играть и общаться с взрослыми, но они избегают, бьют или отказываются играть с другими детьми.

— Проще всего начинать обучение игровым навыкам с простыми игрушками с причиной и следствием, например, с электронным пианино или с вкладышами. Избегайте слишком сложных игрушек, а также игрушек, требующих воображения или работы, например, паззлов, фигурок, кукол или пластилина. Если у ребенка нет игровых навыков, а вы вручите ему пластилин, то, скорее всего, он попытается его съесть.

— Многие люди не понимают этого, но обязательным условием для развития игровых навыков являются хорошие навыки имитации. Ребенок, который готовит воображаемый обед или утешает «плачущую» куклу — это ребенок, который, скорее всего, наблюдал похожие действия в семье и теперь имитирует их.

— Во время обучения игровым навыкам нам нужно моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и за вашим лицом, тоном голоса и манерами. Добавьте звуковые эффекты, хлопайте в ладоши, смейтесь, улыбайтесь, говорите смешным голосом, кричите и скандируйте, когда играете с ребенком.

— Говорите с ребенком во время игры. Типичные дети обычно говорят, когда они играют (даже когда они играют одни), в то время как дети с аутизмом обычно этого не делают.

— Самое главное, игра должна быть веселой, мотивировать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как научить ребенка рисовать" (игры с красками)

Творчество в детском возрасте является одним из важных этапов в развитии ребенка. Наиболее интересным видом продуктивной деятельности является рисование, к которому тянет всех детей с самого раннего в...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка рисовать. Игры с красками»

Многие педиатры считают, что здоровый ребенок хорошо играет, говорит и рисует. Рисование очень важно для гармоничного развития маленького человечка. Рисование — это средство самораскрытия, свобо...

Консультация для родителей «Как научить ребенка-аутиста есть самостоятельно»

Характерные для аутизма особенности поведения часто препятствуют овладению навыками в естественных повседневных ситуациях. Избирательность в еде, интенсивные двигательные стереотипии, расторможенность...

Как научить ребенка – аутиста есть самостоятельно?

Для родителей особенных детей одна из самых главных задач является сформировать навыки самообслуживания и развить элементарные бытовые навыки. Данные умения важны как для общего развития, так и для со...

Как научить ребенка – аутиста есть самостоятельно?

Для родителей особенных детей одна из самых главных задач является сформировать навыки самообслуживания и развить элементарные бытовые навыки. Данные умения важны как для общего развития, так и для со...