Консультация «Утренняя гимнастика для детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Слепова Наталия Вячеславовна

Консультация «Утренняя гимнастика для детей раннего возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Утренняя гимнастика для детей раннего возраста»

Детский сад для воспитанников группы раннего возраста (2 - 3 года) — это начало нового жизненного этапа развития, который ознаменован установлением правил, связанных с соблюдением распорядка дня. Одним из таких режимных моментов является утренняя гимнастика, имеющая ко всему прочему ещё и важное психологическое значение: увлекая ребят физическими упражнениями, воспитателю удаётся отвлечь малышей от огорчений, связанных с утренним расставанием мамы.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастикиУтренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Утренняя гимнастика для раннего возраста должна проводится до завтрака, в течение 4 -5 минут.

Занимаясь физическими упражнениями с детьми, необходимо тщательно следить за их здоровьем, обращать внимание на внешний вид, настроение, самочувствие ребенка, утомляемость, аппетит, общее поведение и сон. Своевременно проводить медицинский осмотр, записывать рост, вес, окружность грудной клетки, что позволит следить за его правильным развитием.

Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т. д., потребность в занятии физическими упражнениями. Дети становятся более подвижными и ловкими, выполняют движения согласованнее и точнее.

Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течение одной, двух недель в зависимости от сложности его содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений. Во время проведения утренней гимнастики желательно музыкальное сопровождение. Это создает положительный эмоциональный тон.

Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нём, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.

Цели и задачи утренней гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к :

• формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 2–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);

• укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);

• воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);

• стимулированию интереса к спорту;

• развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;

• воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).

Виды утренних упражнений

Основное правило в работе с детьми — это избегать обыденности. А любой вид работы, который, как утренняя разминка, повторяется изо дня в день, рано или поздно малышам надоедает. Поэтому задача педагога — находить разные формы проведения утренних упражнений. Для этого можно чередовать виды гимнастики :

• традиционный комплекс общеразвивающих заданий (дети бегают, прыгают, ходят, задания не объединяются общим сюжетом);

• сюжетная гимнастика (те же традиционные задания, но объединённые общим сюжетом, например, «Бабочка»«На прогулке» и др., а также героем-куклой, описывающим и показывающим все движения, такие упражнения обычно иллюстрируются стихотворениями);

• в виде набора из 3–4 подвижных игр (например, "Дождик", "Лохматый пёс"и др.);

• в виде преодоления полосы препятствий (такие преграды можно создавать с помощью мягких модулей);

• с применением тренажёров (простых — гимнастического ролика, детского эспандера, или нестандартным оборудованием, сделанных своими руками).

Содержание гимнастики для детей второй группы раннего возраста

Учитывая специфику младшего дошкольного возраста, методисты рекомендуют соединять элементы разных видов упражнений, обязательно объединяя их общей темой, сюжетом. Таким образом, комплекс будет состоять из 3– 4 упражнений разного характера:

• построения перед выполнением движений на укрепление ног, рук, спины, живота, туловища (в начале года это может быть строй врассыпную, так как ребята ещё совсем плохо координируют свои движения, а затем, через пару месяцев, когда станут лучше чувствовать друг друга, — построение в круг);

• бега в медленном темпе около 20–30 секунд;

• подвижной игры и/или кратковременной ходьбы.

Приёмы проведения утренней гимнастики во второй группе раннего возраста

Как и любой другой вид деятельности, выполнение утренних физических упражнений требует тщательного выбора способов взаимодействия в работе.

Словесные приёмы

Речь взрослого имеет колоссальное значение для развития ребёнка. Тем более если это касается малышей, которые только-только начинают говорить. Для того чтобы освоение речи происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словом любое действие.

Например при словесном приёме можно использовать Загадки. Этот приём мотивирует ребят на работу и требует от них не только определённого багажа знаний, но и словарного запаса. Поэтому с помощью загадок лучше начинать обыгрывать утреннюю гимнастику со второго полугодия.

К примеру, перед выполнением комплекса в виде подвижных игр мы с детьми разгадываем загадки, в которых зашифрованы названия упражнений:

• Мы вернулись в поздний час.

Кто в дверях встречает нас?

Кто хвостом от счастья машет

И на задних лапах пляшет,

Лижет руки, лижет нос?

Это — наш любимый … (Пёсик) — игра "Лохматый пёс".

• Может он идти и литься,

В лужах из него водица.

И не заяц, но косой,

Иногда он проливной,

Осенью нередкий гость.

Догадались? Это … (Дождь) — игра "Дождик".

Можно использовать Стихотворения. Этот приём я также использую для мотивации воспитанников. Во-первых, дети с удовольствием включаются в прослушивание рифмованных строк, а во-вторых, быстрее вникают в суть темы. Таким образом, стихотворения не только привлекают внимание малышей, но и дают им представление о тех заданиях, которые будут в утренней гимнастике. Например, если мы с малышами собираемся выполнять сюжетную гимнастику "Разноцветные мячи", то начинаем с прослушивания одноимё нного стихотворения:

Очень любят все ребята

В мячики играть,

С разноцветными мячами

Упражненья выполнять!

Мячики разные —

Зеленые и красные,

Крепкие, новые,

Звонкие, веселые.

Или стихотворение на комплекс упражнений "Бабочка"

Удивительный цветок:

Жёлтый, красный лоскуток!

А по краю — кружева.

Ой! С усами голова!

Вот так чудо-чудеса:

Это бабочка-краса!

Летняя красавица

Очень всем нам нравится!

Также сюда можно отнести комплексы упражнений, которые выполняются под иллюстрирующие их стихотворения — "гимнастика в стихах".

Например

"Матрёшки"

Собрались матрёшки

Поиграть немножко.

По кругу ходили,

Хоровод водили. (Ходьба)

Побежали друг за дружкой — (Бег)

Вот весёлые подружки!

Платочками махали, (Движения руками)

Весело плясали, (Приседают)

Ножками потопали, (Движения по тексту)

Ручками похлопали.

Вот какие мы матрё шки(Наклоны)

У нас красные сапожки,

Платочки цветастые, (Дуют на платочки)

Ленточки атласные. (Упражнение на дыхание).

"Ладошки"

Покажи-ка мне ладошки (Показывают ладошки)

И похлопай ты немножко:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши)

На меня теперь смотри, (Делают любое движение)

Точно всё ты повтори.

Раз-два-три, раз-два-три.

А теперь покажем ножки (Показывают ножки, свои ботиночки)

И потопаем немножко.

Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. (Топают ногами)

Покажи мне ручки, ножки,

Ими поиграй немножко. (Произвольные движения руками и ногами)

Раз-два-три, раз-два-три.

Объяснение

Упражнения утренней гимнастики должны быть обязательно разъяснены. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить не торопясь, чётко проговаривая все слова.

Наглядные приёмы

Дошкольники воспринимают мир, прежде всего, через образы. Поэтому наглядность должна сопровождать любой вид деятельности малышей. И утренняя гимнастика не является исключением.

Наглядные приемы пройдут эффективнее и увлекательней в сопровождении Музыки. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, а также физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений.

Музыка также создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение.

Игровые приёмы

Игра как основной вид деятельности дошкольников представляет собой своего рода рамку для работы над физическими упражнениями. В утренней гимнастике активно применяются подвижные игры с элементами театрализации.

Некоторые утренние комплексы включают также 1–2 упражнения пальчиковых игр и/или дыхательной гимнастики.

Утренняя гимнастика пройдет эффективнее и увлекательней в сопровождении музыки. Но младшим дошкольникам трудно выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает напряжение.

В заключение хотелось сказать, Вам дорогие родители, что при составлении комплекса утренней зарядки педагог руководствуется, прежде всего, тем, чтобы у детей была возможность всесторонне развиваться, то есть подбираются движения разных видов. Кроме того, все реплики персонажей, если таковые подразумеваются конкретным видом гимнастики, иллюстрируются движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней гимнастики для детей раннего возраста

Комплексы утренней гимнастики для детей раннего возраста...

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ГОД

ДАННЫЙ КОМПЛЕКС БЫЛ РАЗРАБОТАН С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ИСПОЛЬЗУЮ ЕГО В РАБОТЕ УЖЕ В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ-ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЮТСЯ ПОД ...

утренняя гимнастика для детей раннего возраста

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТВ этом возрасте у детей развивается речь, внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако дети быстро утомляются, легко возбуждаются. Движени...

Комплексы сюжетных утренних гимнастик для детей раннего возраста в период адаптации

комплексы сюжетных утренних гимнастик помогут детям быстрее адаптироваться в детском саду....

Комплекс утренней гимнастики для детей раннего возраста

В разработку входят двенадцать комплексов гимнастики, которые помогут малышам легко освоить все движения....

КОМПЛЕКСЫ СЮЖЕТНОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КОЛОБОК 1часть. Испекла бабка колобок, положила его на окошечко, а колобок прыгнул на дорожку, и покатился. Сначала медленно покатил¬ся /дети стайкой идут за воспитателей/, потом быстрее /де¬ти бегу...

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....