Консультация для родителей "О развитии Внимания старшего дошкольника"
консультация (старшая группа)

Фелькер Татьяна Юрьевна

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.

Игра является основной формой работы с детьми любого возраста. О видах внимания, о способах развития можно узнать из моей консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_vnimaniya.docx220.56 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание понятия и      виды вниманияДевочка с карандашом в руках смотрит через лупу

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе. Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада. Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы. Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий; 
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).Ребёнок с деталями мягкого пазла

Это интересно! Из всех видов внимания, воздействующих на органы чувств, наиболее полноценно исследовано зрительное внимание, так как его можно обнаружить и фиксировать (например, проверить зрение у окулиста). А интеллектуальное внимание, наоборот, из-за внутреннего характера течения изучено недостаточно.

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Методы и приёмы развития внимания

Приём

Суть

Пример упражнения (возрастная группа), оборудование

Объяснение

Педагог разъясняет задание, стараясь делать это лаконично, чётко. Если дети уже знакомы с сутью упражнения (например, прохождение лабиринта или поиск отличий на двух картинках), объяснение следует сократить до определения количества искомых элементов (поиска самого быстрого пути из одного объекта в другой, количества отличий).

«Найди и обведи» (старшая, подготовительная).
Оборудование: листы с 5–6 строчками букв.
«Ребята, перед вами листы с буквами. Ваша задача выбрать и обвести в кружок все буквы «о» и «а».
Примечание: количество искомых букв может быть увеличено по мере изучения материала, а для придания упражнению игрового характера, задание можно сделать соревновательным — кто быстрее найдёт все нужные буквы.

Беседа

Диалогическая форма взаимодействия с детьми для работы над развитием внимания обычно используется в двух форматах: вопросы, связанные с сутью задания, от детей, то есть ситуативная беседа, и вопросы педагога по содержанию того или иного задания (например, по содержанию сказки), то есть разговор познавательного характера.

«Мир вокруг» (средняя, старшая, подготовительная)
Педагог предлагает детям закрыть глаза и выполнить такие задания:

  • «Назови ребят, которые одеты в футболки (майки, свитера, джинсы и т. д.)»;
  • «Перечисли все предметы, которые находятся у тебя за спиной»;
  • «Посиди 3 минуты и перечисли все звуки, которые услышишь»;
  • «Скажи, какого цвета глаза у ребят, с которыми ты играешь».

Рассказ

Обычно этот приём используется в качестве основы для заданий, реализующих практические или игровые методы работы, в частности, приём психогимнастики — общение детей без использования слов с опорой на язык тела.

«Рисунок по рассказу»
Педагог рассказывает историю с яркими образами, которые дети по ходу повествования зарисовывают. Воспитатель выбирает произведения с богатыми описаниями природы. Например, рассказ М. Пришвина «Золотой луг».

Рифмовки

Это приём в контексте упражнений на внимательность носит не только мотивационный характер, но и собственно обучающий. Например, загадки, разгадки которых скрываются уже в самом тексте загадки, или короткие стихотворения с элементарными математическими задачами.
Использование рифмовок такого вида рекомендуется со старшей группы.

Загадки:

  • Летела стая, совсем не большая. Сколько птиц и каких? (семь сов = совсем);
  • У Ваниного отца было три сына: Миша, Саша и… Кто третий? (Ваня);
  • У одного человека было 17 овец. Все, за исключением 9, разбежались. Сколько овец осталось? (девять).

Стихотворения:

  • У стены стоят кадушки.
    В каждой ровно по лягушке.
    Если было пять кадушек,
    Сколько было в них лягушек? (пять)
  • Семь ребят каталось с горки.
    Убежал домой Егорка,
    А потом ушёл Вадим,
    И Серёжа вслед за ним.
    Сколько на горке осталось детей?
    Кто посчитал, отвечайте скорей! (четверо).

Для поиска отличий следует подбирать крупные изображения

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/09/kartinki-dlya-poiska-otlichiy-s-zhirafom-600x330.jpg

Для детей младшей группы должно быть не более трёх отличий

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/09/labirint-s-lisoy-i-zaycem-600x407.jpg

Для малышей первые лабиринты должны быть с переходами под прямым углом

Практический метод

Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность. Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи. Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

  • аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
  • поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания

Игровой метод

Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:

  • дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
  • подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
  • театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.

Виды игр на внимание

Вид игр

Пример

Название игры (группа)

Цели

Суть

Дидактические

«Кто быстрее соберёт»

Работать над тренировкой мелкой моторики и произвольного внимания.

Малышам по очереди завязываются глаза и предлагается выбрать в указанном порядке геометрические фигурки из дерева, лежащие на столе. Начинать лучше с 3 фигур (круг, квадрат, треугольник), постепенно увеличивая их количество до 5 (овал, ромб).

Подвижные

«Самый внимательный» (средняя)

Учиться координировать движения с инструкцией.

Педагог называет слова, а дети выполняют соответствующие движения:

  • «земля» — руки вниз;
  • «вода» — руки в стороны;
  • «воздух» — руки вверх;
  • «огонь» — руки вперёд.

Тот, кто ошибся, выбывает.

Театрализованные

«Найди фото» (старшая группа)

  • тренировать умение концентрировать внимание;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • учиться сопоставлять предмет с силуэтом;
  • стимулировать воображение.

Педагог рассказывает историю о том, как клоуны цирка сфотографировались, но когда пришли за фотографиями, выяснилось, что карточки перепутались. Малыши смотрят на карточки с разными выражениями лиц клоунов, расположенных на фланелеграфе, и по очереди подбирают подходящий силуэт к картинке, которую держат в руках. Педагог просит описать настроение на картинке, предлагает придумать клоуну подходящее прозвище (Ворчун, Плакса и т. п.), а также придумать, куда смотрит персонаж и что он видит.

Психогимнастика

Одной из разновидностей игр театрализованного характера, активно используемых для развития внимания у дошкольников, начиная со средней группы, является упомянутая выше психогимнастика.

Это интересно. В некоторых методических источниках психогимнастика называется этюдами.

Со своими воспитанниками в старшей группе я практикую психогимнастику «В магазине зеркал». «Как-то в магазин, где продают зеркала, пришёл старый пират с обезьянкой на плече. Малышка увидела своё отражение в зеркале и стала кривляться, думая, что это другие обезьянки, строящие ей рожицы. Однако кривляки повторяли за ней. Я буду исполнять роль той самой обезьяны, а вы представите себя зеркалами, отражающими мои движения. То «зеркало», которое допускает ошибку, выбывает.

С ребятами младшей группы мы практикуем задание «Командир для рук», в котором малыши повторяют манипуляции руками, выполняемые водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, а затем — дети по очереди.

Игра является основной формой работы

 с малышами любого возраста!

Мальчики раскладывают элементы декора на бумажные брюки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...

Развитие внимания. Старшие дошкольники.

В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца зан...

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.

Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчиво...

Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.

С помощью этого комплекса можно сократить часть времени для приготовления к занятиям. Материал подобран для детей старшего дошщкольного возраста....

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников

Опыт работы  с детьми дошкольного возраста по использованию метода мульттерапии в развитии познавательного интереса...

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию внимания старших дошкольников"

Консультаци для родителей детей старшего дошкольного возраста с рекомендациями по развитию внимания детей и специально подобранными играми и упражнениями...

Консультация для родителей «Развития внимания старших дошкольников»

Один из важнейших ключей к успеху в школе - это развитие внимания. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности....