Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Хисаметдинова Алина Фаритовна

Опыт работы  с детьми дошкольного возраста по использованию метода мульттерапии в развитии познавательного интереса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_2_multterapiya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников

Хисаметдинова Алина  Фаритовна

воспитатель МКДОУ «Д/С №33»

Сатка 2017 г.

Последние исследования ученых в области проблем детского воспитания, определенно указывают на существенные изменения в поведении дошкольников, как правило, наиболее ярко проявляющиеся в эмоциональной сфере.

Чувство незащищенности в социальном обществе, постоянная напряженность и определенная степень агрессивности, замкнутости, подавленности, — все эти симптомы негативно влияют на воспитательный процесс.

Над проблемой задумались лучшие психологи, воспитатели и педагоги, которые активно искали пути решения проблемы. В результате было установлено, что плодотворное влияние на правильное эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста, оказывает такой вид игровых занятий, как мульттерапия.Поэтому я как педагог выбрала методику мульттерапии как метод развития внимания у дошкольников.

Мульттерапия – это эффективный инновационный метод арт-терапии. Создание мультфильмов совместно с детьми показывает, насколько универсален инструмент, который позволяет раскрыть творческие и совершенствовать познавательные  способности  ребенка. Мультипликация - это коллективное творчество,  восстанавливающее когнитивные функции, развивающее творческие способности детей, улучшающее эмоциональное  состояние, что  самым положительным образом действует  на социализацию ребенка. Мультипликация как вид детского современного искусства очень актуален. Любой вид искусства  является  сферой развития культуры человека и кругом освоения культурного наследия во всех формах его проявления: национального, регионального, общечеловеческого, исторического.

Мульттерапия аналогична арт-терапии и базируется на том, что осуществление созидательного потенциала ребенка задает огромный ресурс, помогающий преодолеть различные недостатки развития старших дошкольников. Развивающие мероприятия по мульттерапии  имеют бесспорные преимущества. Во-первых, этот метод решает вопрос мотивации детей. Мультипликация с ранних лет становится для детей входной дверью в мир искусства, ценностей, символов, сегодня уже все значительнее убирая на второй план литературу, и даже игру. Создавая мультфильм, получая результаты деятельности поднимается самосознание ребенка, его значимость. Даже отрицательные герои мультфильмов, имеют детские черты и поэтому не вызывают абсолютного негатива, а наоборот – им сопереживают. Мультфильмы, обычно, заканчиваются на позитивной ноте. Они формируют положительный эмоциональный настрой. Важно здесь то, что ребенку не говорится, как нужно делать, а повышают его личную инициативу и фантазию.

Задача педагога – суметь обратить идеи ребенка в русло создания позитивного продукта. Здесь нет ничего неверного, превалирует принцип безоценочного принятия всего того, что идет от ребенка. Главная изюминка мульттерапии – это оживление персонажей мультфильма. Олицетворение свойственно детскому разуму, но всегда видится ребенком как волшебство и порождает искреннее восхищение у детей, и взрослых, делающих первые штрихи в анимации.

Значимой психологической ценностью мульттерапии является работа в коллективе. У каждого ребенка своя роль: у кого режиссер, у кого сценарист, у кого художник и актер озвучивания, у кого композитор, у кого оператор и монтажер. Это все, как в большом коллективе, который работает на результат. Простая жизнь, где от стараний одного зависит общее благополучие. И ребенок начинает воспринимать себя как человек, от которого зависит то, что получится в целом.

В данном виде деятельности складываются и осознаются детьми их непосредственные взаимоотношения друг с другом. Они учатся понимать характер партнера, приобретают необходимые коммуникативные умения и навыки. У дошкольников развивается мотивация общения, проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети, во время работы над мультфильмом, присматриваются друг к другу и в зависимости от оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качество личности, обнаруживаемые ими в процессе работы, определяют формирующиеся взаимоотношения. Мульттерапию можно использовать как средство формирования способностей к общению

Цели мульттерапии:

-развивать внимание, сосредоточенность

- сформировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера;        

 - учить находить пути их преодоления;

-способствовать формированию положительных черт характера;

- развивать эмпатию, а именно: понимание, сочувствие и содействие другим людям;

 - способствовать полноценному развитию личности человека.

Решаемые задачи

Организация и розыгрыш удачно подобранных (или придуманных самостоятельно) сюжетов мультипликационной игры, позволяет наиболее наглядно показать детям различные чувства, состояния, эмоции и ощущения, которые их окружают повсеместно. В процессе розыгрыша сюжета дети вместе с воспитателем рисуют ту или иную мультипликационную картинку, закрепляя полученную от педагога информации.

Таким образом, проведение мульттерапии с малышами позволяет наиболее успешно решать следующие задачи:

  • Развивать понимание у детей различных видов эмоций, чувств и ощущений, умение разделять их на положительные, нейтральные и отрицательные.
  • Через просмотр мультфильма целиком или какого-либо сюжета в отдельности и после обсуждения всей группой, научиться различать разные эмоциональные состояния.
  • Вырабатывать у детей в группе чувства сострадания, сопереживания, стремления оказать помощь, поделиться добротой и заботой.

Не остаются в стороне и общие учебно-воспитательные цели, такие как совершенствование у малышей внимательности и наблюдательности, а также развитие зрительной памяти.

В процессе работы над созданием того или иного рисунка, дети учатся развивать свои художественные навыки и умения, выражать через краски и бумагу свои мысли и чувства

Структура занятия по мульттерапии:

  1.  Озвучивание темы мультфильма.
  2. Беседа по выбранной теме, ответы на вопросы взрослого.
  3. Чтение сказки и игра по выбранной теме.
  4.  Придумывание сюжета мультфильма: с чего начинается, что дальше происходит, кульминация мультфильма,  чем заканчивается.
  5. Изготовление декораций, а также персонажей мультфильма.
  6. Раскадровка мультфильма (отображение в картинках).
  7. Фотосъемка мультфильма.
  8. Монтаж мультфильма.
  9. Озвучивание мультфильма.
  10. Подборка музыкального сопровождения.
  11. Просмотр мультфильма и подведение итогов.

     

Заниматься мультерапией с детьми мы начали со старшей группы. С этой целью я изучила методическую литературу, ознакомилась с техниками анимации, с компьютерной программой по монтажу мультфильмов.

Для работы с детьми мню были отобраны техники, которые легко применять с детьми.

Используемые техники анимации        

  1. Аннимация с помощью манной крупы
  2. Анимация с помощью игрушек (оживление игрушек).
  3. Аннимация с помощью конструкций из робототехники

Также планирую использовать такие техники как:

Песочная анимация (рисование цветным песком)

Рисуночная анимации (краски, карандаши, фломастеры)

Вылепленная анимация (пластилин, глина, масса для лепки).

Бумажная анимация (цветная бумага, картон, клей).

Анимация с помощью фотографий (заранее принесенных).

Предварительно перед реализацией программы мы сначала познакомили детей с тем, что такое анимация, как создаются мультфильмы, просмотрели несколько готовых мультфильмов, которые создавали такие же дети,  рассмотрели анимацию с применением различных техник. Так же дети вместе с родителями сочиняли сказки. Эти сказки приносили в группу и мы вместе с детьми читали их, выбирали из какой сказки мы будем создавать мультфильм.

Далее началась уже непосредственно сама развивающая работа. Тематика деятельности носила социально - значимый характер, в соответствии с возрастными нормами.

Тематика мультфильмов, снятых совместно с детьми:

  1. «Снеговик»
  2. «Непослушные котята»
  3. «Два упрямых козленка»

Начинала работать со старшей группы, а сейчас у меня 2 младшая группа. В будущем планирую продолжить работу по данному направлению и снять еще несколько мультфильмов. Планирую привлечь родителей  к съемкам и созданию мультфильмов.

Список используемых источников:

1.Вайцевич И.А. «Мультетрапия как метод развития внимания старших дошкольников»  - код доступа http://sci-article.ru/stat.php?i=1449334559

2 Сентемовой Е.Ю.«Статья о мультфильме, как средстве воспитания«Сказочные истории, которые сошли к нам с экрана»http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-yurevna-sentemova/statja-o-multfilme-kak-sredstve-vospitanija.html

3Мельнова Н.С«Мульттерапия – как средство творческой социализации детей с ОВЗ.»http://74442s015.edusite.ru/p246aa1.html

4.https://podrastu.ru/terapia/multterapia/multterapija-sredstvo-razvitija.html

5.Павловна С.Т. «Создание мультфильма в условиях ДОУ – шаг за шагом».http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-pavlovna-starodvorskih/sozdanie-multfilma-v-uslovijah-dou-shag-za-shagom.html

6.Вахнина С.Е.»Создание мультфильмов в ДОУ»        http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/12320-sozdanie-multfilmov-v-dou.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность в развитии внимания старших дошкольников.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В услов...

Развитие внимания. Старшие дошкольники.

В последнее время родители часто сталкиваются с дефицитом внимания у детей. Многие родители отмечают, что детям трудно концентрировать внимание, сложно сосредоточиться и удержать внимание до конца зан...

Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.

Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчиво...

Комплекс дидактических игр по развитию внимания старших дошкольников.

С помощью этого комплекса можно сократить часть времени для приготовления к занятиям. Материал подобран для детей старшего дошщкольного возраста....

Консультация для родителей "Рекомендации по развитию внимания старших дошкольников"

Консультаци для родителей детей старшего дошкольного возраста с рекомендациями по развитию внимания детей и специально подобранными играми и упражнениями...

Использование дидактических игр «Найди отличия» на развитие внимания старших дошкольников

В статье рассказывается об использовании  дидактических игр "Найди отличия" в работе педагога-психолога на развивающих занятиях со старшими дошкольниками с ЗПР и ТНР....