Применение нетрадиционных техник рисования у детей с ТНР
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Камышева Юлия Сергеевна

Как нетрадиционные техники рисования влияют на развитие речи и мелкой моторики у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya_u_detey_s_tnr.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных изобразительных техник в формировании фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи

Использование нетрадиционных изобразительных техник в формировании фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи

«Чем разнообразнее и содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут развиваться его способности». Н. С. Лейтес

        В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития речи

число детей, испытывающих трудности в речевом развитии неуклонно растёт.

Исследования В. П. Глухова, Л. Г. Парамоновой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, понимается «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, для повышения мотивации общения ребенка. Одним из таких средств являются нетрадиционные изобразительные техники.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка говорил еще Л. С. Выготский [2], отмечая особую роль художественной деятельности в компенсации психических функций. О том, что рисование важно для развития речи, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагогические деятели: Фребель, Каменский и другие. [3]

Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников достаточно эффективным методом является применение изо техник в логопедической работе. Изобразительная деятельность является одним из ведущих типов деятельности у детей данной возрастной группы.

Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга – первая и вторая сигнальная системы (Л. Н. Бачерикова, 1979 [8]; М. М. Кольцова, 1980) [4]. На уровне I сигнальной системы перерабатываются интонации, голос (для речи) и цвет, форма, образ (для рисования). На уровне II сигнальной системы перерабатывается смысловое содержание как для речи, так и для рисунка. Детское рисование – объективный показатель уровня развития II сигнальной системы и, в частности, наглядно-образного мышления. [9]

Таким образом исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук.         Занятия изобразительной деятельностью развивают речь дошкольников в ряде направлений: происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях, а затем входят в активный словарный запас; формируется фразовая речь, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; совершенствуется регулирующая функция речи.

Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. Применение нетрадиционных изотехник способствует снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать не основываясь на традиции.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

• Развивает речь дошкольников;

• Развивает уверенность в своих силах;

• Развивает пространственное мышление;

• Способствует снятию напряжения эмоционально расторможенных детей;

• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

• Учит детей работать с разнообразным материалом;

• Развивает, цветовосприятие;

• Развивает мелкую моторику рук;

• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Подчеркну, что применением нетрадиционных изотехник не ограничивалась вся работа по развитию фразовой речи у детей с ОНР. Разработанная система коррекционных мероприятий реализовывалась через систему занятий, проводимых с учетом требований программы обучения и воспитания детей с ТНР. Для реализации поставленной цели, использовала «Коррекционную программу по развитию речи», разработанную авторским коллективом логопедов. За основу брала перспективное планирование работы по развитию речи, наложив на него применение на каждом занятии нетрадиционные изотехники.

Разработанная система коррекционных занятий по развитию фразовой речи детейс ТНР включала в себя:

- выделенные этапы работы, имеющие конкретные цели и задачи по развитию фразовой речи;

- ряд изотехникиспользование которых способствовало развитию фразовой речи детей, совершенствовало их коммуникативные навыки;

- подбор определенных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие лексико – грамматической стороны речи, а следовательно, способствующих развитию фразовой речи.

Изобразительные техники применяла с постепенным усложнением.

Данная система основана на учете принципа коррекционной педагогики «от простого к сложному» (от развития элементарных фраз – высказываний к формированию связной фразовой речи).

Данные этапы работы реализовывались в ходе фронтальных логопедических занятий по развитию речи на основе предметно-практической деятельности детей, в частности, использования изотехник.

С детьми младшего дошкольного возраста использовала:

• рисование пальчиками;

• рисование ладошками-волшебные ладошки;

• оттиск печатками из картофеля;

• печать поролоном; пластилинография;

• рисование по трафарету;

• оттиск мятой бумагой.

Детей среднего дошкольного возраста знакомила с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью;

• печать пробками; отпечатки листьев;

• рисунки из ладошки;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети освоили еще более трудные методы и техники:

• рисование песком, крупами;

• рисование мятой бумагой;

• кляксография с трубочкой;

• монотипия пейзажная;

• печать по трафарету;

• монотипия предметная;

• кляксография обычная;

• пластилинография; набрызг,

• рисование двумя красками, двумя кисточками.

 

Применение нетрадиционных техник рисования в работе над формированием фразовой речи с детьми, имеющими речевые нарушения, способствовало преодолению моторной неловкости; по-новому открыло перед каждым ребёнком мир, что помогло активизировать и расширить словарный запас; дало представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создало мощную психофизиологическую базу для развития речи детей с ТНР.

Изотехники применяются на каждом занятии по развитию речи и это не только двигательные упражнения, она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, проявлению умственной и речевой активности.

Таким образом, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного и познавательного развития детей. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. На занятиях, изобразительной деятельностью решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т. д.

Поэтому применение нами нетрадиционных техник рисования в работе над формированием фразовой речи с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед каждым ребёнком мир, помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяет установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи детей с ТНР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. -М.: «Педагогика», 1983.-110с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: «Просвещение», 1965. - С. 318.

3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., Педагогика М., 2007.

4. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - М.: Издательство Сов.

5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007-80с.

6. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. - Обнинск.: «Издательстао» 40 с.

7. Казакова Т. Г.Рисование с детьми дошкольного возрастанетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. -Москва.: «ТЦ Сфера», 2005.-128с.

8. Бачерикова, Л. Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй

сигнальной системы: автореф. дис. … канд. биол. н. / Бачерикова Лидия

Николаевна. –Челябинск«АТР», 1979. – 18 с.

9. Павлова, А. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей / А. А. Павлова, Л. А. Шустова // Вопросы психологии. 1987. № 6. – С. 123-130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового сеанса с применение нетрадиционных техник рисования (рисование пеной для бритья) для детей с ОВЗ (с сохранным интеллектом) «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

Цели и задачи:Формировать любовь, нежность и уважение к самому родному человеку на земле – маме (бабушке); умение ценить материнскую заботу и любовь; осознанное понимание значимости матери в жиз...

Конспект НОД с применением нетрадиционных техник рисования для детей средней группы "Рыбка золотая".

Конспект НОД "Рыбка золотая" знакомит с лехникой печатания ладошкой (дети учатся опускать в гуашь лодошку и делать отпечатки, доводят их до образа рыбки)....

Проект развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования на примере изображения салюта различными нетрадиционными способами.

   Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...

"Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных техник рисования". Мастер класс в технике отпечатка листьев. Тема: "Осенний лес".

Провела воспитатель: Едошина Ирина Евгеньевна.Осень краски разбросалаНа деревья и кусты.И горят они всё ярче,Словно летние костры.Золотистый и багровый,Желтый праздничный наряд.Опадает лист последний,...

Конспект открытого занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования (манная крупа и клей) для детей 2 младшей группы

Конспект открытого занятия по рисованию с применением нетрадиционной техники рисования (манная крупа и клей) для детей 2 младшей группы...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию на тему: «Мой любимый сказочный герой» (с применением нетрадиционной техники рисования) для детей средней группы

Цель: формировать умения передавать в своих рисунках характерные образы сказочных героев, используя нетрадиционное техники рисования – сухой кистью.Задачи организованной образовательной деятельн...