«Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш ребенок к школе?»
консультация

Пентюк Дина Николаевна

Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего первоклассника?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchie_pervoklassniki.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш ребенок к школе?»

Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего первоклассника?

Психологическая готовность к обучению в школе состоит из:

  • интеллектуальной готовности

 (развитие памяти, мелкая моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);

  • коммуникативной или социальной готовности

 (потребность в общении, уметь находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимать что не все зависит от желаний);

  • эмоционально-волевой готовности

(умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»);

  • мотивационно-личностной готовности

(ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, его никто не пугает «школьными страшилками»);

         Так много показателей и все для одного маленького ребенка, давайте попробуем поговорить об этих «готовностях» простыми словами, что же должен был делать малыш до поступления в первый класс. Все просто - ИГРАТЬ! Сейчас разберемся, в какие игры, чем нужно было заниматься малышу, и для чего все это нужно.

  • Игры и умения, формирующие интеллектуальную готовность:

         Учить стихотворения и пересказывать вслух, получать ответы на все «почемучки»,  вопросы которые рождаются в головах малышей и ищут немедленного ответа: «А почему листья зеленые?», «А почему сейчас зима, а не лето?» и т.д. Фантазировать, придумывать новое. Много говорить и использовать большой запас слов. Уметь самостоятельно анализировать, рассуждать, обобщать предметы, ориентироваться во времени  (утро-обед-вечер-ночь). Знать где располагается вверх-низ-право-лево и т.д.

Вот эти игры должны были сформировать развитие мелкой моторики:

- занятия с пластилином, тестом, "волшебным" песком, глиной ;

- рисование различными инструментами (пальчиками, карандашом, кистью, мелом и т.д.);

- аппликации, работа с ножницами и клеем;

- игры с конструктором, мозаикой, пазлами;

- пальчиковый театр и гимнастика, театр теней;

- штриховка фигур, дорисовывание предметов, разукрашивание картинок.

А шнурки ваш малыш умеете завязывать, а застегивать пуговицы, а самостоятельно переодеться и одеться? Это тоже немаловажные факторы готовности к школе, к новой ответственной жизни будущего школьника.

  • Что формирует коммуникативную или социальную готовность:

         В условиях современного образования, наверное, ведущее – это развитие личности ребенка. Ваш ребенок умеет подчиняться правилам игры в группе сверстников, а может самостоятельно играть и устанавливать правила? А как малыш взаимодействует с другими взрослыми, понимает, что есть правила, общепринятые нормы и ценности, принятые в обществе, которые необходимо выполнять? Ваш малыш умеет сопереживать, быть отзывчивым, готовым прийти на помощь, желает играть с ровесниками, или другими ребятами.  Знает правила безопасного поведения, а что можно делать и чего нельзя делать в быту, обществе и на природе? Ответив на эти вопросы, вы поймете, насколько ваш ребенок ГОТОВ взаимодействовать с внешним миром, или в этом вопросе  ему нужна ПОМОЩЬ взрослых, родителей, педагогов или психолога. У ребенка возникают трудности в контактах со сверстниками, он часто обижается по пустякам, конфликтен, боится оставаться один – не бойтесь обратиться за помощью к детскому психологу.

  • Что формирует эмоционально-волевую готовность:

         Она заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т.д. В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять. Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения задания взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО».

  • Что формирует мотивационно-личностную готовность (или проще говоря, желание учиться и быть хорошим учащимся):

         Спросите своего ребенка: «А ты хочешь идти в школу?», «А зачем?». И вот в ответе ребенка заложен ведущий мотив, т.е. с каким желанием малыш пойдет, и захочет ли приобретать новые знания, может, ответ «зачем», будет – ИГРАТЬ! И тут вариант только один, действительно играть, во все игры, которые необходимы для развития, для того чтобы перерасти игровой мотив и самостоятельно перейти на новый – учебный. Заставить ребенка ходить в школу, возможно, но привить желание учиться самостоятельно и успешно, процесс не простой, и зависит от мотивации первоклассника.

         Не нужно пугать будущего первоклассника предстоящей учебой и теми трудностями, которые могут сопровождать обучение. Конечно, практически любому родителю хочется, чтобы ребёнок получал пятёрки, но не надо постоянно  говорить   о том, что вы всегда учились на «4» и «5», и вы были таким успешным в школе.

 

ПАМЯТКА,

которая поможет вам, проверить, что ДОЛЖЕН и может ЗНАТЬ и УМЕТЬ ребенок в шесть-семь лет

 Внимание.

-Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

-Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

-Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

-Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

Память.

-Запоминание 10-12 картинок.

-Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

-Пересказ  текста из 4-5 предложений.

Мышление.

-Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

-Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

-Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

-Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

-Складывать пазлы без помощи взрослого.

-Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

Мелкая моторика.

-Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

-Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

-Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

-Выполнять аппликации..

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

  • Фамилия, имя свое и родителей;
  • Свой возраст (желательно дату рождения);

  Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;

  Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);

  Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;

  Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

  Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

  Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);

   Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

  Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;

   Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

 

Желаем вам и вашим детям успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей будущих первоклассников. "СОХРАНИТЕ ЗРЕНИЕ СВОЕГО РЕБЕНКА"

Родителям важно помнить о том. что детское зрение особенно важно беречь с самых ранних лет, ведь это важно для здоровья вашего ребенка. Представлен комплекс гимнастики для глаз "Веселая неделька"....

«Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш малыш к школе».

Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего ...

Анкета для родителей будущих первоклассников "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Уважаемые родители!Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат....

Консультация для родителей "Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш малыш к школе?"

Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить внимание родителю будущего первокл...

Консультация для родителей будущих первоклассников "Готов ли ваш ребенок к школе"

Данная консультация посзволяет родителям самостоятельно определить степень готовности ребенка к школе....

«Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш малыш к школе?»

Это статья поможет родителям детей, которые через год пойдут в школу. Помогут определить пробелы у ребенка и помочь ему их исправить....

Консультация для родителей будущих первоклассников. Готов ли ваш малыш к школе?

Консультация: родителям будущих первоклассников. Готов ли ваш малыш к школе?...