ПАМЯТКА ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для детей дома».
материал

товстоляк елена николаевна

        Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и  третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чтения, нарушение памяти, низкую  концентрацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

       Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу…  Вам  хочется,  чтобы  он  учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали  для  того,  чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не  сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

       К 4-м годам у детей  впервые  отмечается пристрастие к  играм в слова.  Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно  благодаря словесным играм  происходит  становление культуры речи и общения. Игра- это  основной  вид  деятельности   дошкольников.   Играя,    ребёнок   обогащает свой  словарный  запас,  расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

       Играя с ребёнком,  будьте  дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при  неудачах.  Если  задание  кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать  верный  вариант  из  предложенных  Вами.  Ни  в  коем  случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

       Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3. Скороговорки -  языколомки необходи-

мы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

5.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…

 6.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

7. «Посчитай». Считаем всё, что  можно

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.   

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока

пять красных яблок   и т.д.

8.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

9. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назо- ви фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

10. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

11. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

12. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

13. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?

14. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

15. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

16.  «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

 

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителей«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»...

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Семье принадлежит ведущая роль в развитии речи ребенка. Ведь семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум, воображение, вку...

Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий...

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Важнейшим условием для того, чтобы ребенок овладел грамотной речью, является та речевая атмосфера,в которую он окружен с первых дней своего существования. Поэтому для овладения правильной речью неоцен...