СДВГ в дошкольном возрасте
консультация

Воропаева Наталья Степановна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.docx135.06 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки СДВГ у детей дошкольного возраста

https://bondarevatn.ucoz.net/foto/kartinka11.jpg

Какие симптомы СДВГ встречаются у детей до 6 лет?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это нейроповеденческое и психическое расстройство, которое характеризуется импульсивностью, ослабленным или полностью отсутствующим тормозящим контролем, ограниченной рабочей памятью. Это значит, что ребёнок плохо управляет своими реакциями и поведением. Он совершает действия необдуманно, под влиянием сиюминутных стимулов или эмоциональных переживаний. Ему трудно планировать, следовать общепринятым правилам и запоминать информацию.

По этим причинам качество жизни ребёнка с СДВГ снижается. Из-за невнимательности затруднён процесс обучения и приобретения полезных навыков. Ребёнку сложно выстроить долгосрочные отношения со сверстниками и взрослыми. Общество воспринимает малыша как глупого, вспыльчивого, невоспитанного и раздражающего.

Почему у ребёнка развился СДВГ?

СДВГ – это многофакторное расстройство. Основные причины:

  1. Структурные и функциональные изменения в головном мозге – увеличение в размере, более тонкая префронтальная кора, нарушение целостности белого вещества и работы нейронов внутри долей мозга и между ними.
  2. Генетика – составляет 70-80% риска развития СДВГ у ребёнка.
  3. Факторы окружающей среды – плохая экологическая обстановка и отравление тяжёлыми металлами.
  4. Курение и приём алкоголя матерью во время беременности.
  5. Преждевременные роды и малый вес новорождённого – при недостатке массы тела кора головного мозга и подкорковые структуры не достигают должной толщины.
  6. Повреждение шейного отдела позвоночника вследствие родовой травмы. Провоцирует стойкое пережатие позвоночных артерий и нарушение кровотока по направлению к головному мозгу.

Диагноз СДВГ мальчикам ставится чаще, чем девочкам. Соотношение полов составляет 3:1.

Признаки СДВГ у детей дошкольного возраста

Главный признак синдрома – дефицит реактивного и упреждающего контроля у малыша. Что это значит?

  1. В норме реактивный контроль позволяет делать правильные выводы из происходящих событий через анализ действий, которые привели к определённому результату. Если итог ситуации благоприятный, малыш запоминает и повторно воспроизводит цепочку шагов. При неблагоприятном исходе – учится на своих ошибках и предпринимает все возможные меры, чтобы не допустить негативных событий и реакций в будущем. 
  2. Упреждающий или проактивный контроль направлен на предупреждение любых неприятных ситуаций до того, как они произошли.

Поясним на простом примере:

  • Ребёнок вежливо попросил у другого малыша игрушку, поиграл, вернул в хорошем состоянии, запомнил, что так нужно делать
  • Ребёнок отобрал игрушку, вернул сломанную, создал конфликтную ситуацию, запомнил, что так делать нельзя
  • Со временем начал переносить выученную норму поведения на другие ситуации – не берёт без спроса, обращается с чужими вещами аккуратно, своевременно возвращает владельцу

У детей с СДВГ нехватка реактивного и упреждающего контроля распространяется на все сферы:

  • Обучение и организованность
  • Речь
  • Двигательная активность
  • Эмоциональное состояние и перепады настроения
  • Взаимоотношения с окружающими

Симптомы СДВГ у детей 3 лет

Малыш постоянно двигается, прыгает, крутится на месте, дёргает руками или ногами, бегает.

Балуется, капризничает, плачет, кричит, игнорирует наставления взрослых, не регулирует свои эмоции.

Не замечает опасностей и часто падает.

Импульсивно хватает, бросает, ломает окружающие предметы, вещи и игрушки.

Имеет нарушения сна и задержки речевого развития.

С трудом обучается одеваться, пользоваться столовыми приборами, убирать за собой и организовывать игрушки.

Трёхлетние дети с СДВГ доставляют множество проблем себе и окружающим. Они чрезмерно активны, непослушны. Им тяжело даются полезные навыки и знания. Нередко родители путают признаки СДВГ с кризисом трёх лет.

Симптомы СДВГ у детей 4 лет

  1. Ребёнок непослушный, суетливый, несдержанный, неусидчивый, крикливый.
  2. Нарушает нормы общественного порядка.
  3. Не продумывает свои действия, не осознает последствия, не учится на ошибках.
  4. Неряшлив, неосторожен в обращении со своими и чужими вещами.
  5. Подвержен частым перепадам настроения, вспышкам агрессии, опрометчиво вступает в драки.
  6. Речь развита плохо, многие звуки произносит нечетко или не выговаривает совсем.

Поведение и умения ребёнка с СДВГ не соответствуют возрастным нормам. На малыша жалуются воспитатели, другие взрослые, дети. В итоге, родители осознают, что их сыну или дочери требуется помощь специалистов.

Симптомы СДВГ у детей 5 лет

  1. Ребёнок нетерпелив, непослушен, не следует указаниям и просьбам взрослых.
  2. Словоохотлив, говорит громко, часто перебивает окружающих, речь несвязная и невнятная.
  3. Конфликтует с воспитателями, не умеет дружить, дерётся с детьми.
  4. На занятиях расфокусирован, проказничает, ходит по комнате, отвлекает и мешает другим детям.
  5. Жалуется на ночные кошмары, страхи.
  6. Демонстрирует навязчивые движения, признаки заикания и нервных тиков.

Пятилетний ребёнок с СДВГ не соблюдает правила поведения в обществе. Возрастающий объём занятий дома и в детском саду увеличивают психоэмоциональную нагрузку. Более сложные задания и требования к малышу делают его раздражительным, нервным, капризным, хронически уставшим.

Симптомы СДВГ у детей 6 лет

  1. Дошкольник непослушный, неаккуратный, тревожный, обидчивый.
  2. Подвержен частым перепадам настроения, излишне эмоционален, болтлив.
  3. Отпускает неуместные высказывания, речь нечёткая.
  4. Ссорится с членами семьи и окружающими, с трудом заводит и поддерживает дружеские отношения.
  5. Невнимательный, не может сконцентрироваться на выполнении задач, переутомляется на обучающих занятиях.
  6. Страдает головными болями, мигренями, нарушениями сна.

Шестилетний ребёнок с СДВГ сталкивается с подготовкой к школе, необходимостью опираться на приобретенные знания и навыки, контролировать свои эмоции и импульсы. Такая нагрузка становится чрезмерной для его психики и эмоционального фона. Дошкольник начинает избегать ответственности, становится вспыльчивым. Упрёки и ругань за плохое поведение только усугубляют ситуацию.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели,  педагоги-психологи

Диагностикой и лечением СДВГ у детей занимается детский врач-невролог или врач-психиатр. Я как психолог оказываю поддержку родителям, помогаю найти ресурсы, даю рекомендации, как справится с негативными эмоциями, страхами по поводу диагноза ребенка. Обратите внимание, прежде чем обратиться за помощью к психологу, необходимо иметь диагноз от врача. Не стоит заниматься самодиагностикой, даже если вы нашли все симптомы СДВГ у ребенка, помните поставить диагноз может только врач! 

Для лечения СДВГ применяют комплексную терапию: медицинские препараты и психологическую коррекцию. Лекарства можно давать ребенку исключительно по назначению врача-невролога (психиатра), он подбирает их строго индивидуально, исходя из поставленного диагноза и с учетом данных обследования. 

А ЕСЛИ НЕ ЛЕЧИТЬ? ЧЕМ ГРОЗИТ ИГНОРИРОВАНИЕ СДВГ 

Есть мнение, что ребенок либо перерастает это заболевание в подростковом возрасте, либо живет с ним всю жизнь. Но на практике все гораздо сложнее. 

Если диагноз поставлен в раннем детском возрасте и предприняты все меры для лечения СДВГ, то есть все шансы, что к школе ребенок полностью от него избавится. Если же родители решили оставить все как есть, то они должны быть готовы к тому, что ребенок (да и они сами) столкнутся со множеством проблем:  

- низкая успеваемость;  

- отсутствие интереса к учебе;  

- неспособность усвоить школьную программу;  

- неадекватное поведение;  

- сложности в общении с одноклассниками.   

Дети, страдающие СДВГ, подвергаются большему риску по развитию в дальнейшем аддиктивного поведения (алкоголизма, наркомании, другой зависимости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мониторинг и коррекция СДВГ у детей дошкольного возраста"

В данной программе  подробно описаны: психодиагностика и коррекция СДВГ,  план работы специалистов, рекомендации педагогам и родителям...

Коррекционо-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с СДВГ в сенсорной комнате.

Основные принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста сСДВГ в сенсорной комнате....

Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.

Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду....

Гиперактивность у детей дошкольного возраста: причины и признаки синдрома дефицита внимания (СДВГ), рекомендации и коррекционные игры для педагогов и родителей.

В последнее время в детских садах часто встречаешь очень подвижных, импульсивных, рассеянных дошкольников. Даже один гиперактивный ребенок держит педагога в постоянном напряжении. А если в группе боле...

Практико-ориентированный проект «В гостях у сказки» для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии...