Консультация для родителей «Развитие речи детей в старшей группе»
консультация (старшая группа)

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi_1.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Развитие речи детей в старшей группе»

Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. К сожалению у многих детей имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов.

 Проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:

1.Бедный словарный запас

2.Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос), в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);  Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения  грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков  и их количество в слове.                                            

3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;                              

4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;                            

5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).

Ниже представлены игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.

Чтобы речь детей развивалась в норме нужно:

 1. В первую очередь большое внимание уделять рассказыванию: по картинке, составлению творческих рассказов.

2. Очень важно с детьми разучивать стихи, потешки, пословицы - это способствует развитию выразительности, тренирует память.

3. Для улучшения звукопроизношения необходимо уделять внимание скороговоркам и чистоговоркам. А так же артикуляционной гимнастике.

 4. Отгадываем и загадываем загадки - это помогает детям делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

Родителям на заметку:

 1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

2. Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, дефектологу).

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.

4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Ты делаешь большие успехи! У тебя все получится! Это делает детей уверений в себе.

Ниже представлены игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т.п.) и в любой ситуации.

Игры по развитию речи

 «Подбор прилагательных»: Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

         «Что бывает?»: Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

«Узнавание»: Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

«Добавь слово» Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»

Игры на развитие фонематического восприятия

«Назови первый звук»: Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).

«Сложи звук» : Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.

«Скажи наоборот»:  Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

«Определи первый гласный звук»: Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.

«Зоркий глаз»: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

«Что лишнее?»: Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

«Какой звук есть во всех словах?»: Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук

?! o Иди ко мне! o Садись с нами! o Я помогу тебе. o Я радуюсь твоим успехам o Расскажи мне, что с тобой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе».

информация для родителей о развитии связной речи детей в возрасте 4-5 лет,ее компонентах...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».  Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим ус...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр...

Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»

Консультация для родителей «Развитие активной речи детей первой младшей группы»...

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в старшей и подготовительной к школе группе»

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей в старшей и подготовительной к школе группе»...

Консультация для родителей: «Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».

Консультация для родителей:«Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр».Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием стано...

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр "

Консультация для родителей "Развитие связной речи детей в средней группе посредством дидактических игр"...