Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
консультация (младшая группа)

Данный материал будет полезен родителям детей младшего возраста, т.к. помогает выбрать направление развития мелкой моторики рук маленьких детей. Развитие данных навыков помоагет формировать у детей и дальнейшие процессы анализа и синтеза при изучении природных материалов, жидкостей, веществ др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.n._rukosueva_doklad_melkaya_motorika_ruk.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»

Одно из самых важных направлений развития детей в возрасте от 2 лет это развитие мелкой моторики мышц пальцев и руки. И это вовсе не случайно! Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

1. Игры с прищепками.
Эти игры очень любимы и детьми и взрослыми, потому что прищепки доступны, просты и не затратны. Дети любят с ними возиться, ну, а уж игр с прищепками придумано огромное множество!
- Конструирование из прищепок. С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики у солнышка и т.п.
- Сортируем прищепки по цвету.
- Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. Это кажется очень простым занятием, но для более старших– очень редко кому удается все правильно сделать с первого раза!
- Кормим птичек червяками (попросите ребенка переложить "червячков" в тарелочку к птичке используя прищепки):
- Сортируем помпоны по цвету, перекладывая их с помощью прищепок.

-Театр на прищепках (можно показать любую сказку).

2. Сортируем крупу.
Игра с крупой не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. Но если честно, в отличие от Золушки, многим детям очень скучно отделять фасоль от гороха и раскладывать их по разным коробочкам. И тут на помощь могут прийти сюжетные игры:
- накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку).
- помоги зверям добраться до домиков – выложи дорожки "камешками". У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке - камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка).
- по такому же принципу можно играть в огород - помогать зайке высаживать семена на грядках (фасоль отдельно, гречку отдельно и т.п.).
Сортировка крупы в таких играх становится намного веселее, правда?

3. Мелкие предметы и отверстия:

Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.

- Кормить голодную птичку зернышками.

4. Рисование ватными палочками.

Если вы мама маленького ребенка, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто. Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете сначала рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш). Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Что можно рисовать? Подключите фантазию!

- можно лечить кариес на зубах;
- смазывать ранки у слоненка зеленкой;
- можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.).

5. Лепка.
Лепка из теста – королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить!
С ребенком 2-х лет можно осваивать следующие приемы лепки из теста и пластилина:
- лепить пирожки с начинкой;
- лепить колбаски (и превращать их в червяков, гнезда для птиц, бревна на крыше, полоски котенка и и т.п.;.
- лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т.п.;
- осваивать технику размазывания пластилина;
- очень удобно работать со специальными альбомами для лепки для детей. (Такие серии «Это может ваш малыш» - "Пластилиновые картинки", "Пластилиновый снежок", "Учимся лепить").

6. Раскопки и рисование на манке, песке.

Для игр понадобится поднос, на котором насыпана манка. Можно рисовать вместе с мамой, например, лучики для солнышка, дождик и т.п. Кроме рисунков, в манке можно проводить раскопки. Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

- Положите на поднос лист бумаги, на котором нарисован один или несколько рисунков, и присыпьте этот лист манкой. Пусть ребенок по просьбе мамы отыщет картинку, спрятанную в крупе. А можно просто предложить ребенку самому поиграть с подносом с манкой – дети редко отказываются от такой затеи.

7. Подготовка руки к письму – рисуем линии.
Когда ребенок выполняет задания по типу "нарисуй линию", он достигает сразу трех целей:
- развивает мелкую моторику;
- готовит руку у письму;
- учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще - просто калякают на бумаге. Линии и точки - это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно).

Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан. Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет.

Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен:
- можно рисовать горизонтальные линии:
- вертикальные линии (искупай слонят):
- косые линии (помоги мишкам добраться до мамы).

Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии.

8. Ищем мелкие предметы в воде и крупе.
Игры с крупой и водой хороши не только тем, что они развивают мелкую моторику, но и тем, что они необыкновенно успокаивают и снимают стресс. Искать предметы в крупе и воде можно со смыслом:
- найди в крупе все «конфеты» и сложи каждую на свою тарелочку (выполняем сортировку по цвету);
- вылови бусинки или мозаику из воды и разложи их по цветам.

9. Игры типа «Закрути гаечку», «Подбери свое окошко», «Шнуровка», «Мозаика». В этих играх дети не только развивают мелкие мышцы пальцев рук, но и стимулируют и сенсорное развитие (форма, цвет, величина) и мыслительные процессы, и творческое воображение и зрительное внимание.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь: игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых.

Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей.

Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста »

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Что такое пальчиковые игры?     Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками,...

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста"

laquo;План по самообразованию »2018-2019 учебный год2018г.  Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» АктуальностьФГОС предъявляет определенн...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики младшего дошкольного возраста в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей на тему:«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»                      ...