Консультация "Доброта начинается с детства"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Подгорная Елена Александровна

Консультация для родителей "Доброта начинвется с детства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_nachinaetsya_s_detstva_6.12.23.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:


Консультация

«Доброта начинается с детства»

        

«ДОБРОТА НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА»

 Воспитание заботливого отношения к окружающим

           

          Заботливое отношение к окружающим-ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста.

          Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Заботливость, выражаемая ребёнком, может основываться на разных мотивах: одни ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистичные тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают сами, ничего не требуется от него взамен.

           Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своем детстве, друзьях, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

        Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые.

        Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их выражению сочувствия, сопереживания.

        Включая ребёнка в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

      Задумайтесь: «А проявляет ли мой малыш заботливое отношение к членам семьи? Умеет ли он словами выразить сочувствие, сопереживание? Как помочь ребенку научиться проявлять в конкретных поступках активность и инициативу в оказании помощи, заботы?»

Формирование взаимоотношения между детьми

           Все родители в будущем хотят счастья своему ребенку, но не каждый из них задумывается над тем, что оно во многом зависит от способности человека утвердить себя в обществе. Как он станет относиться к окружающим, к своим обязанностям, как начнет строить отношения с людьми (с позиции собственного «я», «моё», или «мы», «наше»), этим определяется, будет ли сын или дочь хорошим товарищем или станет эгоистом.

          С раннего возраста надо формировать у детей умение строить отношения с сверстниками на основе правил поведения.

        Малыши легче контактируют со взрослыми, нежели друг с другом. Дома ребёнок привык к общению с мамой, папой, бабушкой, а умением общаться с другими детьми, совместно играть с ними он еще не овладел. Это разовьется благодаря воспитывающему влиянию взрослых и общению со сверстниками.

        Малыши и мыслят, и чувствуют, и действуют пока каждый сам по себе. Отсюда у отдельных детей и соответствующие проявления-отнимает, отталкивает, нарушает порядок, криком добивается желаемого. Это усугубляет тем, что ни поспорить, ни договориться, ни уступить он еще не умеет, понятия дозволенного и недозволенного еще не усвоены им. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети, как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.

        Формируя у малыша стремление к общению, родители должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом, хвалить за то, что малыш уступил игрушку другому малышу.

        Взрослым надо ставить ребенка в такие условия, где бы он получал удовлетворение от общения со сверстниками, испытывал необходимость в этом. Родители должны приглашать в гости других детей, особенно, если в семье один ребенок. Задача взрослых – помочь ребёнку строить отношения с другими детьми, проявлять доброжелательность, приветливость, умение играть вместе.

         Постепенно у ребёнка прививается элементарная культура общения, помогающая ему устанавливать контакты со сверстниками. Общие дела, заботы доставляют ему удовлетворение. В детском саду он чувствует себя самостоятельнее, взрослее, среди близких. Здесь он ощущает равенство с другими в игре или каком-то общем деле он может проявить вежливость, выдержку, терпение, инициативу, дисциплинированность.

         Формируя культуру взаимоотношения между детьми, взрослые должны воспитывать у них умение дружно играть, сообща пользоваться игрушками и книгами, при необходимости уступать их друг другу, прививать умение оказывать внимание сверстникам, проявлять заботу о маленьких. Взрослые стараются вызывать у детей чувство симпатии, отзывчивости, доброжелательности к сверстникам и окружающим.  Все это должно стать нравственности основой поведения. 

Поговорим о воспитании

Воспитание маленького ребёнка начинается с привития ему необходимых привычек, организующих его поведение и общение с взрослыми и сверстниками. Нравственные понятия постигаются им не сразу, поэтому на родителей ложиться большая ответственность в формировании у ребёнка нравственных основ поведения. Перед взрослыми возникает задача упражнять детей не только в умении внешне выглядеть воспитанным, но и в добрых человеческих проявлениях.

Какие наиболее нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость… Она украшает человека, вызывает у окружающих чувство симпатии. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим.

Деликатность-сестра вежливости. Человек, наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не станет навязывать своё общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Чуткость…Это моральное качество человека выражается в его отношении к окружающим. Чуткость проявляется в заботе о людях, умении прийти к ним на помощь.

Чувство такта… Оно является регулятором поступков человека. Такт помогает определить. Когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека.

Предупредительность… Необходимо подсказывать ребёнку в тех случаях, когда он не может её проявить: поднять оброненную вещь, пропустить вперед себя старшего.

Общительность… В её основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим. Ребёнок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу.

Скромность… Это нравственная черта-показатель подлинности воспитанности. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

Дисциплинированность… Это выполнение требований взрослых, поручений         и обязанностей, умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

Задачи в формировании у детей нравственного поведения

Воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ребёнку, нормально расти и развиваться и организующие его поведение.

Формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы.

Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающуюся в общительности, вежливости, предупредительности, сдержанности, деликатности, скромности, чуткости.

Воспитывать культуру речи: умение вежливо разговаривать; общаться с взрослыми на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, приветливо, без лишней жестикуляции.

Воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, уметь договариваться с детьми, действовать соответственно правилам и т.д.)

Формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

Родительские заповеди

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у Вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы Вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение.

  • Знайте, что доверие – основное правило;
  • Всегда своим детям говорите правду;
  • Старайтесь быть примером для ребенка;
  • Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей;
  • Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность ребенку убедиться, в чем он прав или не прав;
  • Постоянно читайте книги вслух ребенку;
  • Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом;
  • Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

Четыре заповеди мудрого родителя

        Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду, вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все начинается с детства

Воспитание патриотических чувств у дошкольников...

Общение с природой начинается с детства

В дошкольном возрасте экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний  о природе, о существующих в ней свя­зях и зависимостях, на осознании влияния деятельности человека...

Безопасный пешеход начинается с детства

Рекомендации родителям по воспитанию безопасного поведения на дороге детей....

«Забота о здоровье начинается с детства»

Методическая разработка по созданию условий физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ....

ПРОЕКТ "Безопасный пешеход начинается с детства"

Вид проекта: практико-ориентировочный, краткосрочный, коллективный, с участием родителей, инспектора ГИБДД. Цель проекта: создание необходимых условий в ДОУ для предупреждения дет...

"Безопасный пешеход начинается с детства"

Материал содержит практические советы для родителей дошкольников по безопасному поведению на дороге....