Главные вкладки

    Всё начинается с детства (из опыта работы).
    статья по окружающему миру по теме

                                                                                                                                    Всё начинается с детства.

    Берегите  эти  воды, эти  земли.
    Даже малую былинку любя,
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя…   

    Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема  современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…
     И ни кто как будто специально чёрным этим делом не занимался.
    Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и не желанию знать. Как ведь жили: земля  на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с той самой землёй, на которой живём. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землёй и многие  сельские жители!  И взрослые и дети.   Им вроде бы и рассказывают, что земля нас кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем друг и брат, а обыкновенная полынь  - это где – то, где – то….
      Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф. Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу  она  нм мстит». К чему всё это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки)  Дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше…. Дальше эта дорога обрывается пропастью.
      Важный аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее  поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное  детство. Так как в этот период закладывается  фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти  человека.
        Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов
     Мы были за речкой, на том берегу,
    На большом, душистом  заливном лугу.
    Бабочек ловили и венки плели
    На колхозном сене отдохнуть легли…
    Стрекозу поймали, крылья хороши!
    За кувшинкой лезли через камыши….»

    До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов. Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живёт.
      В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро, болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.
       Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились  в нашей  области уловы рыбы, так как реки загрязняются бытовыми отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит  водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озёр, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.
      Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу  во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетят в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.
      О  родной природе, о её богатствах нужно воспитывать в детях заботу.
     Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река даже пустырь за домом, то есть всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть- чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки -  паучки, птицы, кошки, собаки – всё это близко им.
       Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушать любовь к муравью и лягушки, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.
        Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им  в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.
         Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, не возможным полноценное экологическое воспитание детей.
       Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере три задачи:
    1.    Доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;
    2.    Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечёт за собой плохие последствия ( и для природы, и для человека), зная эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
    3.    Помочь детям научиться строить своё поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней в соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

    Чувство родины малыша связывает с местом, где он родился, живёт. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.
      Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном посёлке и его природе в музее, подобрали литературу о
    нашей земле. На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание больше знать о родной природе. Красива она во все времена.
       И, тем не менее, я не раз замечала какое - то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любители играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимания на их шелест. Мало кто из детей любовался, только  что распустившимися цветами, их яркими красками.
       Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Но с чего начать?
        Я провела беседу о том что ещё в далёкие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали белоствольные берёзы, и чарующую своим ароматом черёмуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде  ребята активно с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зелёных насаждений,  как правило, не ломают их, не рвут в последствии.     На территории детского сада иметься небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приёмам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т. д., требующие разнообразных приёмов ухаживания.
    Очень важно было убедить родителей продолжить начатое в саду дело и дома в семье.
    Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдали за ними в естественных условиях.
    Основные же знания о природе нашего района, экологические знания дети получают в непосредственно образовательной деятельности. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитания экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевай. Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей, но и в не меньшей степени нуждаются и взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем.
       Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающее конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рубрика «Советы и секреты старичка – Лесовичка»,где знакомим родителей с нашей природой её тайнами и загадками.
       Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей  интереса к окружающему, любви к родной земле». Организация проведения собрания (выставка художеств, литературы о природе,  детских работ, выставка поделок из природного  материала) выступление родителей в обсуждении доклада.  Моё предложение было сходить с детьми  в лес, к реке, к озеру, рассмотреть те или иные объекты, послушать песни птиц. Советую какие книги прочитать  с детьми, какие стихи разучить.
     В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.
    Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работа в цветнике, дети стали замечать то,  на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить с удовольствием ухаживают за растениями,  видят их красоту.
       Так постепенно в процессе работы, я стараюсь  воспитать в детях доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.
     Многие дети, я замечаю не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысли не подобающе.
      А главное – земля стала ближе и роднее к детям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vsyo_nachinaetsya_s_detstva_statya.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

        Всё начинается с детства.

    Берегите  эти  воды, эти  земли.

    Даже малую былинку любя,

    Берегите всех зверей внутри природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя…  

    Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема  современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб…

     И ни кто как будто специально чёрным этим делом не занимался.

    Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и не желанию знать. Как ведь жили: земля  на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с той самой землёй, на которой живём. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землёй и многие  сельские жители!  И взрослые и дети.   Им вроде бы и рассказывают, что земля нас кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем друг и брат, а обыкновенная полынь  - это где – то, где – то….

      Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф. Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу  она  нм мстит». К чему всё это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки)  Дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше…. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

      Важный аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее  поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное  детство. Так как в этот период закладывается  фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти  человека.

        Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов

     Мы были за речкой, на том берегу,

    На большом, душистом  заливном лугу.

    Бабочек ловили и венки плели

    На колхозном сене отдохнуть легли…

    Стрекозу поймали, крылья хороши!

    За кувшинкой лезли через камыши….»

    До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов. Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живёт.

      В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро, болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

       Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились  в нашей  области уловы рыбы, так как реки загрязняются бытовыми отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит  водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озёр, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

      Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу  во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетят в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

      О  родной природе, о её богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

     Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река даже пустырь за домом, то есть всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть- чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки -  паучки, птицы, кошки, собаки – всё это близко им.

       Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушать любовь к муравью и лягушки, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

        Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им  в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.

         Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, не возможным полноценное экологическое воспитание детей.

       Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить, по крайней мере три задачи:

    1. Доказать детям, что в природе всё взаимосвязано;
    2. Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечёт за собой плохие последствия ( и для природы, и для человека), зная эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
    3. Помочь детям научиться строить своё поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней в соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

    Чувство родины малыша связывает с местом, где он родился, живёт. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

      Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном посёлке и его природе в музее, подобрали литературу о

    нашей земле. На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание больше знать о родной природе. Красива она во все времена.

       И, тем не менее, я не раз замечала какое - то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любители играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимания на их шелест. Мало кто из детей любовался, только  что распустившимися цветами, их яркими красками.

       Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Но с чего начать?

        Я провела беседу о том что ещё в далёкие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали белоствольные берёзы, и чарующую своим ароматом черёмуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде  ребята активно с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зелёных насаждений,  как правило, не ломают их, не рвут в последствии.         На территории детского сада иметься небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приёмам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т. д., требующие разнообразных приёмов ухаживания.

    Очень важно было убедить родителей продолжить начатое в саду дело и дома в семье.

    Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдали за ними в естественных условиях.

    Основные же знания о природе нашего района, экологические знания дети получают в непосредственно образовательной деятельности. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитания экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевай. Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей, но и в не меньшей степени нуждаются и взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем.

       Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающее конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рубрика «Советы и секреты старичка – Лесовичка»,где знакомим родителей с нашей природой её тайнами и загадками.

       Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей  интереса к окружающему, любви к родной земле». Организация проведения собрания (выставка художеств, литературы о природе,  детских работ, выставка поделок из природного  материала) выступление родителей в обсуждении доклада.  Моё предложение было сходить с детьми  в лес, к реке, к озеру, рассмотреть те или иные объекты, послушать песни птиц. Советую какие книги прочитать  с детьми, какие стихи разучить.

     В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.

    Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работа в цветнике, дети стали замечать то,  на что раньше не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить с удовольствием ухаживают за растениями,  видят их красоту.

       Так постепенно в процессе работы, я стараюсь  воспитать в детях доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

     Многие дети, я замечаю не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысли не подобающе.

      А главное – земля стала ближе и роднее к детям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по совместной работе с родителями (законными представителями) «Всё начинается с детства»

    Введение Проблема: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детст...

    "Растим патриотов с детства!" Из опыта работы по патриотическому воспитанию

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине...

    Материал из опыта работы "Все начинается с игры"

    Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиол...

    "С чего начинается Родина?" (Из опыта работы детского сада по краеведению)

    Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О.А. Князева, Н.В. Виноградова, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора интеграции с...

    эссе "Моя профессия- моё призвание" Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве.

    Кто зовется воспитатель?Очень трудно рассказать.Воспитатель для ребенка,Будто бы вторая мать.Кто поймет ребенка лучше?Мамочке совет кто даст?Успокоит и подскажет,Как им дальше в мир шагать.Воспитатель...

    Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

    Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....