Методическая разработка по совместной работе с родителями (законными представителями) «Всё начинается с детства»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Налимова Екатерина Анатольевна

   Введение

 

Проблема:

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой  жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.

Как показали исследования: основные заботы современных родителей - это умственное развитие ребенка и подготовка к школе (посещение воскресных, развивающих школ, кружков и т.д.), а так же физическое (здоровьесберегающее) и эмоциональное развитие.

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Взрослые – в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-упражнения, если есть занятия физкультурой, спортом, работа в кружках и школы развития? Зачем замещения, если индустрия игрушек создает уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Сегодня рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.

Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.

   К игре ребенка дошкольного возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работающие в дошкольной педагогике (Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.). Начиная с середины XIX века  бытовали самые разнообразные и нередко противоположные мнения о происхождении детской игры и ее значении в развитии ребенка.

На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами.

Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.

Традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей: собрания, лекции, консультации зачастую не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vse_s_detstva.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №28 «Дельфин»

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социально- личностного  направления развития воспитанников

Совместный проект с родителями

(законными представителями)

«Всё начинается с  детства»

Выполнила:

Воспитатель: Налимова Е.А.

 

г. Осинники, 2014.

Содержание

 Проект «Все начинается с детства»……………………………………………...2

 Анализ анкетирования «Во что играют наши дети?»…………………………..7

 Заключение……………………………………………………………………….10

 Литература……………………………………………………………………….11

 Приложение 1.Анкета «Во что играют наши дети?»…………………………12

 Приложение 2. Консультация «Русские народные игры в семье»…………...13

 Приложение 3. Консультация «Что такое игрушка?»…………………………18

 Приложение 4. Консультация «Игрушки - Чудовища»……………………….20

 Приложение 5. Семинар-практикум «Играем вместе»………………………..23

Быть мамой и папой не легкое дело,

К нему приступайте с душой и умело!

Ребенка хвалите за все, берегите,

Игрушки дарите, поите, кормите!

 

Растет ваш малютка пусть в сказке чудесной,

В стране погремушек и маминых песен,

В стране добрых книжек, веселых игрушек,

В стране самых верных друзей и подружек!

  

Проект на тему «Все начинается с детства»

Участники проекта:

     Воспитатель ясельной группы: Налимова Е.А.

Целевая группа: дети ясельной группы и их родители(законные представители).

Период: апрель-май 2014г.

Проблема:

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А. Сухомлинский. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Понимание этой  жизненной реальности, готовность к взаимодействию с ней во многом определяют и пути налаживания партнерства детского сада с семьей. Эта проблема всегда была актуальной, но в настоящее время она приобрела особый смысл, т. к. повысился уровень требований родителей к развитию детей. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.

Как показали исследования: основные заботы современных родителей - это умственное развитие ребенка и подготовка к школе (посещение воскресных, развивающих школ, кружков и т.д.), а так же физическое (здоровьесберегающее) и эмоциональное развитие.

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в сторону домашние дела, соглашаются поиграть. Взрослые – в своем стремлении предусмотреть все линии развития ребенка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-упражнения, если есть занятия физкультурой, спортом, работа в кружках и школы развития? Зачем замещения, если индустрия игрушек создает уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Сегодня рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование; почти не выпускаются игрушки, на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Зачем воображение, когда мультфильмы, фильмы, компьютерные игры предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.

Присмотритесь внимательно к детям, к тому, как они проводят свой досуг, и вы увидите, как беден и ограничен выбор игр, которыми они пользуются изо дня в день. Как часто ребята не могут найти применения своим силам, не знают, чем себя занять – им не знакомы веселые игры и затеи.

   К игре ребенка дошкольного возраста высказывали свое отношение практически все авторы, работающие в дошкольной педагогике (Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.). Начиная с середины XIX века  бытовали самые разнообразные и нередко противоположные мнения о происхождении детской игры и ее значении в развитии ребенка.

На сегодняшний день, не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами.

Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства.

Традиционные просветительские формы взаимодействия с семьей: собрания, лекции, консультации зачастую не привлекают родителей. Наиболее эффективным подходом становится опора на их собственный интерес, творческий потенциал, совместную деятельность с детьми.

Этими проблемами обусловлена актуальность проекта.

Цель: 

Дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек. Привлечение внимания родителей к детской игре.

Задачи:

  • Создать позитивный микросоциум, где каждый участник (взрослый и ребенок) может развить свои способности в процессе совместной деятельности; творчески организовать общение и игру.
  • Способствовать развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
  • Развивать педагогическую компетентность родителей.
  • формировать у детей знания о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки
  • Развивать игровую деятельность детей, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Побуждать в детях доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам.

Основные этапы реализации проекта

  1. Диагностико-аналитическая деятельность (анкетирование, наблюдение за взаимоотношениями между членами семей, обработка и анализ данных, разработка целей и задач);
  2. Пополнение развивающей среды;
  3. Изучение литературы, подбор материала, разработка перспективного плана;
  4. Выставка игр и художественной литературы, иллюстраций для детей.
  5. Создание фотогазеты «Все начинается с детства»
  6. Подбор информационного материала для родительского уголка.
  7. Проведение семинара для родителей (законных представителей) « Играем вместе»

План мероприятий

Название мероприятия

Срок исполнения

Анкетирование «Во что играют дети?»

04.04.2014г.

 Консультация: «Что же такое игрушка»

11.04.2014г.

Консультация: «Русские народные игры»

15.04.2014г.

Выставка игр и литературы по теме: «Растем играя…»

21.04.2014г.

Фотогазета «Все начинается с детства»

24.04.2014г.

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Играем вместе»

07.05.2014г.

Консультация: «Игрушки-Чудовища»

12.05.2014г.

 Непосредственно – образовательная деятельность

  • Совместная и самостоятельная игровая деятельность;
  • Познание: составление  рассказов по картине, из личного опыта;
  • закрепление свойств и качеств материала (из какого материала сделана игрушка);
  • беседы об игрушках и бережном отношении к ним;
  •  рассматривание альбомов «Моя семья», «Профессии», «Наша группа»
  • Чтение художественной литературы
  • Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд.
  • Труд: мытье игрушек, стирка кукольного белья.

Ожидаемые результаты

  • Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
  • Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной деятельности, сотворчества.
  • Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
  • Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.
  • Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ.

Трансляция проекта

Фотовыставка «Все начинается с детства» совместной деятельности (игры) детей, и родителей (законных представителей).

Дальнейшее развитие проекта

  • Рекомендации родителям (законным представителям) по созданию игровой комнаты для ребенка дома;
  • Пополнение материалом развивающей среды в группе для организации сюжетно-ролевой игры.
  • Подбор иллюстраций, художественной, научной литературы по данной теме.
  • Создание  альбома «Моя семья» с разделами «Наши увлечения», «Больше всех с мамой (папой) мне нравится…»

Анкетирование «Во что играют наши дети?»

 Анкетирование родителей было проведено для выявления степени их готовности и заинтересованности в совместной игре со своими детьми. Нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов закрытого и открытого характеров (см. приложение №1). Вопросы сформулированы так, чтобы каждый родитель смог без затруднения ответить на них. Было опрошено 20 родителей.

Анализ полученных результатов показал следующее:

На вопросы о том, 

  1. Сколько времени вы общаетесь с ребенком?

Все свободное время - 12 чел. 60%

От случая к случаю   -  5 чел. 25%

Редко   -                         3 чел. 15%

  1. Любит ли ваш ребенок играть?

«Да»  -20чел. 100%

«Нет»________  

Скорее да, чем нет______

  1. В какие игры вы играете со своими детьми дома?
  • Собираем пазлы;
  • Рисуем,
  • Лепим (Пластилин, тесто),
  • Игры в мяч,
  • Катание на велосипеде,
  • Читаем книги,
  • Игры в куклы.
  1. Любимая игра вашего ребенка-
  • Игра в куклы,
  • мягкими игрушками,
  • футбол,
  • катание на велосипеде,
  • игра в пазлы,
  • конструирование
  • пластилин,
  • катание машин,
  • компьютерные игры,
  • рисование.

  1. Чему могут научить ребенка эти игры?
  • Доброта,
  • заботливость,
  • переживание,
  • развитие творческих способностей,
  • развитие мышления, логики.
  • общению между сверстниками,
  • сообразительность,
  •  находчивость.

  1. Как часто Вы играете на свежем воздухе с ребенком?  
  • «Каждый день»  11 чел. (55%)
  • «по выходным» 4 чел. (20%)
  • «Редко» __________
  • «все зависит от погодных условий» 5 чел. (20%).

  1. Какие игрушки и игры вы покупаете ребенку?
  • Куклы,
  • машины,
  • пистолеты,
  • мячи,
  • лото,
  • пластилин,
  • мягкие игрушки,
  • раскраски,
  • набор «юного парикмахера»,
  • наборы «Маленькой принцессы»,
  • кубики,
  • конструктор,
  • пазлы.

  1. Чем руководствуетесь при выборе игрушек?
  • Желанием ребенка»  12 чел. (60%)
  • «Собственным выбором» (игры направленные на физическое интеллектуальное развитие) 8чел. (40%)

  1. Часто ли ваш ребенок просит купить ему новую настольную игру?  

«Да» 4 чел. (20%)

«Нет» 10 чел. (50%)

«Иногда (редко)» 6 чел. (30%)

  1. Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами вашего ребенка?  
  • «Маша и медведь»,
  • «Лунтик»,
  • «Тачки»,
  • «Белка и Стрелка»,
  • «Робот Робик»,
  • «Барбоскины».
  • «Фиксики»

Заключение

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Дети задают взрослым множество вопросов, они направлены на поддержание общения с взрослыми. Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него. И соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.

 

Литература

  1. Губанова, Н.Ф., Развитие игровой деятельности: система работы в первой младшей группе детского сада./Н.Ф.Губанова.- М.: Мозаика-Синтез,2008.
  2. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей/ Е.С. Евдокимова, Н.В.Додокина.- М. Мозаика-Синтез,2007.
  3. Елисеева, Л.Н. Хрестоматия для маленьких/сост. Л.Н. Елисеева. – 4-е изд.,пераб. и доп. –М. : Просвещение,2009г.
  4. Загиг, Л.В. Воспитателю о работе с семьей: пособие для пособие для воспитателя детского сада/ Л.В. Загиг (и др.); под.ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2002.
  5. Казакова, Т.Г. Развивайте о дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): пособие для воспитателей детского сада/ Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2009.
  6. Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада/ А.И.Максаков.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 2007.
  7. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми  младшего дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С.Н. Теплюк. М.: ВЛАДОС, 2001. 

Приложение №1

Анкетирование «Во что играют наши дети?»

1. Сколько времени вы общаетесь с ребенком?

Все свободное время  ________

От случая к случаю __________

Редко ______________________

2. Любит ли ваш ребенок играть?

Да _________________________

Нет ________________________

Скорее да, чем нет ___________

3. В какие игры вы играете  со своим ребенком дома?

4. Любимая игра вашего ребенка- это _________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чему могут научить ребенка эти игры? _____________________________________________________________

6. Как часто Вы играете на свежем воздухе с ребенком? _____________________________________________________________

7. Какие игрушки и игры вы покупаете ребенку? _____________________________________________________________

8. Чем руководствуетесь при выборе игрушек? _____________________________________________________________

9. Часто ли ваш ребенок просит купить ему новую настольную игру? _____________________________________________________________

 10. Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами вашего ребенка? _____________________________________________________________

Приложение №2

Консультация для родителей (законных представителей)

«Русские народные игры в семье»

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы  в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий (прятание - поиск, загадывание -отгадывание и др.) сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

Игра для ребенка - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

В игре развиваются силы ребенка, тверже    делается   рука,    гибче   тело,    вернее    глаз,    развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организованные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Важны игры в одиночку, важны игры групповые. В коллективных играх вырабатываются   дети-организаторы,   дети-вожаки,   умеющие   упорно стремится к цели, увлекать за собой других.

Что касается игр, то они имеют большое организующее значение. Ребенку понятно, почему нужно соблюдать правила игры, что без соблюдения правил никакой игры не выйдет. С этой точки зрения надо бы подобрать игры, брать сначала игры с самыми простыми правилами, потом с более сложными. Тут важно то, что сами ребята следят за точным соблюдением правил каждым играющим.

Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо

только, чтобы они не были скучными, надо их разнообразить. Необходимо также пошире вводить в игры пение, танцы, маршировку. Все это и занятно для ребят и дисциплинирует их.

 Взрослый не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать те или иные игры, он в данном случае должен только отводить игры опасные, разжигающие вредные чувства и т. д. Но делать это надо умеючи, осторожно, так, чтобы ребята охотно соглашались.

Н. К. Крупская рекомендовала использовать в работе с дошкольниками народные игры. Правильно организованные и систематически проводимые, они   формируют   характер,   волю,   воспитывают  патриотические   и интернациональные чувства.

В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству.  Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами.

Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют    педагогическую    ценность    народных    игр,    так    как доброжелательный смех партнеров - близких взрослых, товарищей - действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.

Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери и отца с ребенком, тем быстрее он развивается.

Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям

много радости и удовольствия, а папам и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных    партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

В чем преимущество использования  народных игр в практике семейного воспитания? Прежде всего в простоте и доступности их организации. Они не требуют специального оборудования, специально отведенного для этого времени. С ребенком можно играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде и т. п. Минимальное количество участников - от двух до четырех человек.

Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.

«Узнай, кто»

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

Указания к проведению. Взрослые могут внести юмористические ситуации в процесс узнавания – меняться деталями одежды (бант на голове папы), нарочито не узнавать игроков.

 «Перелизы»

Описание игры. Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в  середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить. Тот, кто не успевает или неточно повторяет, платит фант.

Указания к проведению. Игра может быть использована при организации детских праздников. Участие взрослого делает ее более интересной. Движения, придумываемые водящим, должны быть забавными и не вызывать затруднений у детей.

«Молчанка»

Описание игры. Перед началом игры все участники произносят певалку:                  

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок!

После того как сказано последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих забавными движениями, веселыми словами, прибаутками. Тот, кто засмеется или что-нибудь скажет, отдает ведущему фант.

Указания к проведению. Игру можно проводить как дома, так и во время прогулки. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Выкупать фанты можно сразу, как только кто-то засмеется или заговорит.

«Холодно – горячо»

Описание игры. Выбирается ведущий. Он выходит из комнаты, остальные прячут какой-либо предмет. Затем играющие приглашают ведущего войти в комнату и предлагают ему найти спрятанную вещь. Если ведущий приближается к предмету, то играющие говорят: «Тепло», «Горячо», если удаляется: «Холодно».

Вместо слов можно предупреждать о близости предмета тихой или громкой игрой на фортепиано, сильным или слабым звоном колокольчика.

После того как предмет найден, выбирается новый водящий.

Указания к проведению. Игра проводится, как правило, дома. Но можно предложить ее ребенку и в пути, например в поезде. Если играющих двое, то они прячут и ищут вещь по очереди.

Приложение №3

Консультация для родителей (законных представителей)

«Что же такое игрушка?»

Игрушка - это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек - серьезное дело.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста Это сюжетные, или образные, игрушки-куклы, фигуры животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных, среди них - любимый детьми плюшевый мишка. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.
Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Игрушки-забавы, смешные фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане, или повар, готовящий яичницу. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение  позабавить детей вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
Маскарадно-ёлочные игрушки связаны с празднованием Нового года. Они напоминают чем-то тот или иной персонаж (хвост, клюв, ушки), но этого достаточно, чтобы дети играли-жили в образе. Спортивно-моторные игрушки, способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение - служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо (или так называемая кукла-перчатка, которую делают в виде варежки и украшают тканью, бисером, лентами. Её надевают на руку так, чтобы один палец держал головку куклы, а друге - руки).
Музыкальные игрушки-погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы, игрушечные флейты, балалайки и др. музыкальные инструменты.
Дидактическим игрушки - с помощью которых детей знакомят с различными понятиями: с формой, цветом, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, пятнашки, матрешки, мозаики, игрушки-головоломки, пазлы, лото и др. Они воспитывают у детей необходимые качества - сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики.
Строительные игрушки – состоящие из геометрических тел. Среди них есть крупногабаритные, такие, как самокаты, детские педальные автомобили, тракторы и тр.

Приложение №4

Консультация для родителей (законных представителей)

Консультация «Игрушки-чудовища»

Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу.
Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике.
То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире.
Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными.
Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы - зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.

Приложение №5

Семинар-практикум для родителей «Играем вместе»

Цель: 
– просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения детей младшего возраста;
– расширять 
знание родителей об особенностях игры в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. развитие навыков группового взаимодействия;
  2. познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком;
  3. 3. воспитание познавательного интереса к освещенной теме.

Форма проведения: семинар – практикум.

Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, подведение итогов.

Оборудование: буклет, коробка, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д., аудиокассета с записью спокойной музыки.

Структура семинара – практикума:

  1. Вводная часть – 7 минут.
  2. Основная часть – 45 минут
  3. Заключительная часть – 5 минут.

План семинара – практикума:

  1. Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.
  2. Установление контакта между участниками группы (игры на сплочения и объединения).
  3. Практическая часть.
  4. Подведение итогов, обратная связь.

Ход семинара – практикума

1. Вводная часть.

Приветствие. Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня у нас семинар – практикум на тему “Играем вместе” Давайте знакомиться.

Упражнение “Знакомство”.

Каждый участник рассказывает о своем настроении, называет свое имя, имена своих детей, возраст, и все что он хочет рассказать о себе и своих детях.

Упражнение: “Пословица, любимое дело, завтрак”.

А сейчас вспомните, пожалуйста, какую-нибудь пословицу или крылатое выражение, которое вас характеризует, что вы любите кушать на завтрак, ваше любимое дело или хобби. Например: Я зеленый чай, бутерброд с колбасой, ходьба на лыжах, под лежачий камень вода не течет. Хорошо, молодцы присаживайтесь. Вот мы и познакомились с вами поближе.

Мини-лекция:

И сейчас я вам хочу рассказать кратко об особенности игры ориентируясь на возрастные особенности ваших детей. Рассказ свой мне хочется начать с высказывания Сухомлинского:

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

В возрасте 2-3 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.  Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры детей являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно они любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки мамина косметика и папины инструменты. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться со взрослыми и с детьми. Очень полезны для детей такие игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности и др. Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима “пища”. Поэтому-то так важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов. Взрослые должны организовать среду вокруг ребенка таким образом, чтобы он получил возможность развивать эти анализаторы. Ребенку нужно научиться переживать различные телесные ощущения, знакомиться с разными запахами, звуками и т. д. В процессе такого экспериментирования у ребенка рождаются новые ощущения, появляется новый опыт, происходит сенсорное развитие. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться.

Продолжительность игры небольшая. Малыши ограничиваются игрой с одной -двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

– Вспомните, пожалуйста, а какие игрушки были у вас в детстве?
– Назовите свои любимые игрушки?
– Как вы думаете, а какие игрушки нужны вашим детям? Какие вы приобретаете игрушки своим детям?
– Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?

Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.

Какие же игрушки нужны малышу?

Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребенка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки. А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет... Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он ее забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребенку, покупают все новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой-то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике.

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности.

Игрушки для детей 2-3лет в первую очередь должны способствовать развитию бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития бега подойдут мячи или шары средних размеров, различные игрушки на колесиках, где можно привязать веревочку – чтобы ребенок бегал с ними и оглядывался назад.

– Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки. Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи.

Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из “Киндер-сюрпризов” и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их

– Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без остры углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.

Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.

– Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разно цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.

Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят куклы, конструктор. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.

Во все времена огромной популярностью у детей пользовались самодельные игрушки. О том, что это за игрушки и как их можно изготовить самим, мы поговорим подробнее.

Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т. д.) или только одного навыка. А можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей или использовать различный бросовый материал или предметы заместители. Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Ведь она станет результатом вашего совместного труда, будет любима ребенком и принесет ему радость и пользу.

Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.

Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

Упражнение Чемодан чепухи”.

Ведущий выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.

Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать.

Я с вами согласна эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для игр.

Игра “Аукцион идей”.

Ведущий, предлагает родителям придумать и назвать игры с предметами лежащие на подносах. Кто – больше назовет, то и выиграл.

Заключительная часть.

Таким образом, выбирая игру или игрушку для ребенка, лучше следовать главному принципу: она должна соответствовать возможностям ребенка, быть привлекательной для него. И соответствовать его возрастным особенностям. И тогда любая игра, в которую играет ребенок, будет полезной для него и способствовать эффективному развитию.

Подведение итогов

 

План мероприятий

Название мероприятия

Срок исполнения

Анкетирование «Во что играют дети?»

04.04.2014г.

 Консультация: «Что же такое игрушка»

11.04.2014г.

Консультация: «Русские народные игры»

15.04.2014г.

Выставка игр и литературы по теме: «Растем играя…»

21.04.2014г.

Фотогазета «Все начинается с детства»

24.04.2014г.

Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Играем вместе»

07.05.2014г.

Консультация: «Игрушки-Чудовища»

12.05.2014г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о выездной экскурсии совместно с родителями(законными представителями) воспитанников

Предлагаю форму написания отчета по выездной экскурсии в музей.Цель: вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс ДОУ.Задачи:- познакомить родителей (законных представителе...

Рабочая программа «Группы выходного дня» кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни  и  воспитателей.Программа направле...

ПОЛОЖЕНИЕ о выставке совместного творчества родителей (законных представителей) и детей «Скоро Новый год»

ПОЛОЖЕНИЕо выставке совместного творчества родителей (законных представителей) и детей «Скоро Новый год» в МАДОУ «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района...

Сценарий спортивного праздника к 23 февраля в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, компенсирующей направленности с ТНР, совместно с родителями (законными представителями)

Сценарий спортивного праздника с участием пап. Материал содержит много интересных  эстафет как для детей , так и для родителей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ТЕМА «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»

Знакомство родителей с условиями, методами использования игр и  игровых упражнений, направленных на развитие  детей в домашних условиях....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ «В ГОСТЯХ У КОТИКА»

Организация совместных игр с родителями в детском саду – прекрасное направление деятельности современных детских дошкольных учреждений. Родители имеют возможность понаблюдать за своим ребенком в...