Игры для развития лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Панова Наталья Владимировна

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Для решения задач по развитию речи у детей успешно используются дидактические игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Всё, что нас окружает, мы называем словами. Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребенок использует в своей речи.   Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях, умение владеть приёмами словообразования и умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

Так к 1 году при нормальном речевом развитии  активный словарь ребенка должен достигнуть 10-15 слов («ко-ко», «би-би», мама, папа и др.). К концу 2-го года – 300 слов, при этом в речи крохи должны появиться предложения. К 3 годам словарь увеличивается примерно в три раза и достигает  1000 слов, ребенок строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения. К 4 годам речевые возможности ребенка возрастают. Дошкольник имеет достаточный словарный запас для общения со взрослыми и сверстниками, который достигает 2000 слов, использует сложные, в том числе сложоподчиненные предложения.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Педагоги отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Дети должны осваивать такие грамматические нормы как: употребление притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными мужского и женского рода; употребление существительных в В.п, Д.п, Т.п. в единственном и множественном числе; употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; существительных в единственном и множественном числе («Один – много»); существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят); употребление в речи простых предлогов: на, в, под, за, у, к, с, по, над; употребление наиболее доступных антонимических отношений (высокий – низкий, толстый – тонкий, добрый – злой) и др.

Формирование грамматических представлений включает: упражнения на словоизменение; упражнения на словообразование; употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

Развитие грамматического строя включает: отработку падежных окончаний имен существительных единственного числа; преобразование существительных в И.п. единственного числа во множественное число; согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут); согласование числительных два ипять с  существительными; образование глаголов движения с приставками; употребление сложных предлогов из-за, из-под, около, возле, образование сравнительной степени прилагательных (длинный длиннее – самый длинный); закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов и пр.

Продолжается совершенствование и грамматического строя речи старшего дошкольника: закрепление употребления падежных окончаний существительных в ед.ч и мн.ч; согласование существительных с числительными; образование названий детенышей; образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных, возвратных глаголов; закрепляются способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар) и т.п.

Для решения задач по развитию речи у детей успешно используются дидактические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Без специального организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает.

В современной логопедии  проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

         Развитие атрибутивного словаря

1. Игра в лото «Что из чего сделано?»

Цель: обогащение атрибутивного словаря относительными прилагательными (используется приём словообразования).

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен ответить на вопрос о предмете: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла – стеклянный.                   Шарф из шерсти – шерстяной.

Булка из пшеницы – пшеничная.                 Сковорода из чугуна – чугунная.

Хлеб из ржи – ржаной.                                  Ложка из дерева – деревянная.

Варенье из вишни – вишнёвое.                    Нож из металла – металлический.

Сумка из кожи – кожаная.                            Ведро из железа – железное.

Мяч из резины – резиновый.                        Ваза из хрусталя – хрустальная.

Шуба из меха – меховая.                              Чашка из фарфора – фарфоровая.

Игрушка из пластмассы – пластмассовая.  Платье из шелка – шелковое.

Шарик из пластилина – пластилиновый.    Коробка из картона – картонная.

2. Игра «Назови слово-неприятель».

Цель: обогащение атрибутивного словаря качественными прилагательными и развитие функции антонимии.

Логопед предлагает детям закончить предложение.

Слон большой, а комар … (маленький). Камень тяжелый, а пушинка … (лёгкая). Золушка добрая, а мачеха … (злая). Зимой погода холодная, а летом … (жаркая). Сахар сладкий, а горчица … (горькая). Дерево высокое, а куст … (низкий). Дедушка старый, а внук … (молодой). Суп горячий, а компот … (холодный). Лев смелый, а заяц … (трусливый). Молоко жидкое, а сметана … (густая). Река широкая, а ручеёк … (узкий). Кричат громко, а шепчут … (тихо).

3. Игра «Сравни!»

Цель: обогащение атрибутивного словаря качественными прилагательными.

Детям предлагается сравнить:

 по вкусу: горчицу и мёд, по высоте: дерево и цветок, по толщине: канат и нитку, по ширине: дорогу и тропинку, по возрасту девочку и бабушку, по весу: гирю и пушинку, по размеру: дом и шалаш.

 4. Игра «Чьи хвосты?»

Цель: обогащение словаря притяжательными прилагательными:

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

      - Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнёс их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо правильно уметь назвать их правильно и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий».

             Вот на дереве, на сосне, висит рыженький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (беличий). Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (медвежий). Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (волчий). А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (лисий). А на пенёчке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвост? (мышиный).

          Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

         - А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий. Хвост кошки – кошачий. Хвост коровы – коровий. Хвост лошади – лошадиный. Хвост быка – бычий. Хвост козы – козий. Хвост барана – бараний. Хвост овцы – овечий.

5. Игра с мячом «Расскажи про зайца».

Цель: активизация атрибутивного словаря, совершенствование поиска слов.

Детям предлагается рассмотреть картинку «Заяц» и придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Логопед бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: «Какой заяц?» и бросает мяч обратно. В процессе игры вопрос меняется:

- «Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый, трусливый, шустрый, большой, маленький);

- «Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, мягкая, гладкая, нежная, пушистая, взъерошенная);

- «Какое у зайки может быть настроение?» (весёлое, грустное, хорошее, плохое, задорное, спокойное).

              Также у всех обследованных групп детей недостаточно развит предикативный словарь, внутри которого хуже всего сформированы глаголы-действия людей различных профессий и глаголы-крики животных.

             4.2 Развитие предикативного словаря

6. Игра «Кто что умеет делать?»

Цель: обогащение и активизация предикативного словаря.

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертёжник чертит, плотник рубит топором (пилит, строгает), строитель строит, шофёр водит, продавец продает, покупатель покупает, портной шьёт.

7. Игра «Кто как голос подаёт?»

Цель: обогащение глагольного словаря глаголами-криками животных.

Логопед предлагает детям картинки с изображением животных и птиц. Дети называют животное (птицу) и как он подаёт голос.

          Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

8. Игра «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение предикативного словаря глаголами движения.

Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.

        Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.

9. Игра «Кто как ест?»

Цель: обогащение и актуализация предикативного словаря.

Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они едят.

        Кошка лакает молоко. Собака грызёт кость. Корова жуёт сено. Курица клюёт зерно.

10. Игра «Что какие звуки издаёт?»

Цель: обогащение и актуализация предикативного словаря.

Логопед называет слово, дети определяют, как он может звучать.

Дверь – скрипит, ветер – свистит, машина – гудит, дождь – шумит, листья – шелестят, ручеёк – журчит, гром – грохочет, бумага – шуршит, град – стучит.

11. Игра «Найди слово».

Цель: расширение предикативного словаря, активизация процесса припоминания, памяти.

Логопед предлагает детям послушать, что он скажет, и угадать, кто же прилетел к ним в гости: «Она красивая, лёгкая, с тонкими красивыми крылышками, маленькими усиками…» Один из ребят угадывает: «Это бабочка». На столе закрепляется цветок с бабочкой. Её рассматривают все дети. Логопед просит детей внимательно посмотреть и сказать, что делает бабочка (летает, кружится, порхает, машет крылышками, расправляет крылышки, шевелит лапками). Также можно использовать другие слова: мальчик (читает, пишет, лепит, вырезает, клеит, строгает, забивает, чинит, красит, шалит, дерётся, ныряет, прячется); девочка (шьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает, встречает, покупает, уезжает); собака (лает, кусает, ласкается, сторожит, охраняет, играет, воет, бегает, скачет); кошка (лакает, мяукает, ловит мышей, мурлыкает, царапается, играет, облизывается) и т.д.

              Развитие номинативного словаря

            Также в ходе обследования была выявлена недостаточная сформированность номинативного словаря. Хуже всего дети знают названия животных (диких, домашних), одежды, мебели.

12. Игра «Угадай».

Цель: развитие мышления, актуализация номинативного словаря из группы животных.

а). Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.

Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт (олень).

б). Разрисованы лошадки от копыт до головы.

Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки (зебра).

в). Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки (белка).

г). Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом (лиса).

д). Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (верблюд).

е). Он большой, серый и злой (волк).

13. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.

Большой (что?) арбуз, желтая…, маленькая…, крупный…, круглый…, мелкий…, твёрдый…, мягкая…, сладкая…, вкусное…, горький…, синяя…, красная…, зелёный…, черная…, длинный…, спелая…, сочный…, свежий…, хрустящий….

14.Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».

Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.

Большой (кто?) слон, маленькая…, пушистая…, колючий…, могучий…, пятнистая…, полосатая…, длинноногий…, серый…, неуклюжий…, сильный…, слабая…, трусливый…, добрый…, злой…, быстрый…, горбатый…, хитрая…, ловкая…, хищный….

15. Игра «Шейте сами». Тема «Одежда».

Цель: развитие номинативного словаря, конструктивного праксиса, воображение. 

Каждый ребёнок берёт со стола логопеда конверт с деталями одежды, открывают конверт, достаёт части одежды и составляет платье, юбку, сарафан  и т.д, используя детали одежды, отделку, украшения. В процессе работы дети рассказывают, что они пришивают, как украшают свое изделие. («Я пришиваю рукав, воротник к платью»; «Я пришиваю бретельки к майке»).

16. Игра «Сравни и расскажи», по теме «Одежда».

Цель: развитие номинативного словаря, зрительного внимания.

Детям раздают отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей. Логопед просит сравнить две юбки (два фартука, двое брюк и т.д.). Примерные ответы детей: «У меня юбка красная, сшита из шелка, с бретельками»; «У меня синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом».

               Развитие грамматического строя речи

     17. Игра «Убираем урожай».

Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.

Логопед объясняет детям, что овощи убирают по-разному.

Морковь, свёклу, репу, редис дёргают.

Огурцы, помидоры, горох срывают.

Картофель выкапывают.

Затем логопед показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ?»

Дети составляют предложения типа: Морковь дёргают. Картофель копают. Капусту срезают. Горох срезают. Свёклу дёргают. И т.д.

18. Игра «Кто подберёт больше слов?»

Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать предметы и картинки.

- Что можно шить? (Платье, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузу и т.д.)

- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, скатерть, салфетку и т.д.)

- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, платье, плащ, колготки и т.д.)

- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, сандалии и т.д.)

Побеждает тот, кто подобрал больше слов.

19. Игра «Что без чего?»

Цель: закрепление в речи формы родительного падежа.

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задаёт вопрос: «Что без чего?» Дети отвечают:

стул без ножки; стул без спинки; кастрюля без ручки; платье без рукава; кофта без пуговиц; ботинки без шнурков; машина без колеса; шуба без воротника; чайник без носика; расческа без зубьев; грузовик без фары.

#Материал из сети интернет для ознакомления#


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразовани...

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Игры и задания в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников проводится по следующим направлениям:1) обогащение словаря;2) уточнение значений слов;3) формирование словоизменения;4) ...

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Консультация для педагогов«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...

Практико-ориентированный материал для педагогов «Игры для развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

Представляю вашему вниманию карточки на развитие лексико-грамматического строя речи. Материал систематизирован по направлениям: предметный словарь (словообразование, употребление существительных в раз...