КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Игры и задания в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»
консультация по развитию речи

Работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников проводится по следующим направлениям:

1) обогащение словаря;

2) уточнение значений слов;

3) формирование словоизменения;

4) формирование словообразования.

Работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №7  

Мушенок Е.В.

Консультация для педагогов:

«Игры и задания в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников».

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, колесов, деревов).

К 5 годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех родов, с числительными в именительном падеже.

При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитывать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения.

При формировании у детей словарного запаса используются разнообразные приемы, направленные, прежде всего на развитие активного внимания, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и  предложением. Эти направления тесно связаны между собой и реализуются параллельно.

Работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников проводится по следующим направлениям:

1) обогащение словаря;

2) уточнение значений слов;

3) формирование словоизменения;

4) формирование словообразования.

Работа по развитию лексики направлена на увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов значений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.

В процессе формирования словоизменения отрабатываются все грамматические формы слов - существительных, прилагательных, глаголов на основе последовательности их формирования; вырабатываются представления о смысловом значении предлогов, о предлоге как отдельном слове – «маленькое слово»; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления  падежной формы (т.е. уточняется грамматическое значение предлога).

Работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овладению системой грамматических значений.

Дидактические игры и задания:

1. Уточнение и активизация предметного словаря.

(игровой прием для начала занятия)

  • Сядет тот, кто назовет
  • Что можно открыть, закрыть, пить, двигать, есть, вешать
  • Кто (что) умеет бегать, прыгать, плавать, летать, расти, шуметь, петь, ползать
  • Что может быть длинным, коротким, толстым, круглым, высоким, мягким, твердым
  • Что бывает только красным ( кровь, мясо, пожарная машина..), только белым ( бинт, халат врача, снег, вата..), только желтым ( масло, лимон, сыр, цыпленок..), только зеленым ( лягушка, крокодил, кузнечик, трава..) и т.д.
  • Что бывает только зимой, весной, летом, осенью
  • Что бывает стеклянным, деревянным, металлическим, резиновым, пластмассовым
  • Домик животного.
  • Домашнее (дикое) животное с детенышем (ми) (мама, папа с детенышем – у ежа ежата, у  коровы теленок).
  • Что находится слева, справа, наверху, внизу.

  2.  Игры по формированию словоизменения (использование киндер-сюрпризов).

  • «Я любуюсь…» (Творительный падеж)
  • «Я поймал (ла)…», «Я хочу…» (Родительный падеж)
  • «Я мечтаю о…» (Предложный падеж)
  • «Магазин» (Творительный падеж)

Используются картинки девочки и мальчика;

Задание: дай имя девочке и мальчику, скажи, за чем они пошли в магазин?

3.Игры с мячом:

  • «Жадина» (согласование местоимений МОЙ МОЯ МОЕ МОИ с существительными в роде и числе).
  • «Гномики» (Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением)
  • «Один – одна – одно - одни» (по формированию словоизменения) взрослый называет слова, бросая мяч, а ребенок, возвращая мяч, называет подходящее к названному слову слова.

4.

  • «Волшебная палочка феи Словарины» 

(формирование словообразования; суффиксы – ИК, - ИЩ).

Для игры предлагается волшебная палочка, на концах которой разного размера цветы (возможны варианты).

Один конец палочки уменьшает, другой - увеличивает. Взрослый исполняет роль феи.

Фея подходит к ребенку: «Был ты домом, а стал….”. Она касается его концом волшебной палочки с большим цветком - увеличивающим.

Ребенку нужно сказать – ДОМИЩЕМ, а если уменьшающим с маленьким цветком – домиком.

(Мост - мостик - мостище; кот-котик-котище.)

  • «Меньше - меньше - меньше»

 назови слово меньше и ещё меньше: кулак, нога, волос, плечи, нос, рука, клюв, усы, голос, сапог, хвост, глаза.

  • «Дюймовочка» (суффиксы – ечк, - ичк, - очк, - к): назвать предметы, которыми сможет пользоваться Дюймовочка, напоминая, что, Дюймовочка – маленькая девочка и все ее вещи тоже очень маленькие.
  • «Фотограф»

 - «сфотографируй» те предметы, которые находятся НА, ПОД, НАД, ЗА, МЕЖДУ, В.

  • Игры с прищепками, с веревкой с узлами, с шариками  и т.п. (Формирование лексики. Обогащение словаря и уточнение значения слов).

Назвать слово – прицепить прищепку; положить шарик в игрушечные саночки.

5.Стихотворные диалоги.

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием. К текстам используются задания, которые можно изменить или дополнить. Задания носят лексический и грамматический характер, а также способствуют развитию фонематического слуха у детей и развитию мыслительной деятельности.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников. Предлагаемый материал помогает решить эти задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР на материале темы: «Домашние животные»

Цели: -Закрепление знаний из раздела программы «Лексико-грамматические категории», «Зрительное и слуховое восприятие», «Общеречевые навыки», «Мелкая и общая моторика».-Интеграция образовательных облас...

Влияние дидактических игр на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников.

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразовани...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Представлен конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции нарушения лексико-грамматического строя речи и развития связной речи с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речево...

Игры для развития лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя п...