НАДО ЛИ ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?
консультация

Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_idti_k_logopedu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Когда идти к логопеду 

Консультация для родителей

Мамонова Ж.В.

Воспитатель МБДОУ д/с №56

СКОЛЬКО МОЖНО КАРТАВИТЬ?

   - Если речь не выправится, плохо будут учиться, – говорит сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями обучения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Алексеевна Киселева.

- Трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4,5 - 5 лет – это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки. Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА

     Если в 2-3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».

     Если к 3-4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.

     Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

ЧТО НЕОБХОДИМО УМЕТЬ К ШКОЛЕ?

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком – по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение – это тоже повод обратиться к логопеду.

К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6-и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня.  Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?

   Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь, потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь, потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.

   Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Забор: справа грушевые деревья, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески – значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.

В пространственных значениях: право-лево, верх-низ и т. д – шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера-завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

   И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам – для профилактики логопедических проблем.

   Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.
   А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус – все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма – фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.

    Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж – разогревание своих ладошек.

Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку – пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая, таким образом, тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую – фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.
Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону? Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома - ... (крыша) и т. д.

Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идти или не идти, в детский сад

Идти или не идти, в детский сад...

О.Е. Грибова Правильно ли говорит ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?

Это пособие адресованно прежде всего родителям, заботливым бабушкам и дедушкам и всем остальным - тем, кого волнует, правильно формируется речь ребенка после 4-5 лет...

Как и когда надо идти с ребенком на прием к врачу

Как и когда надо идти с ребенком на прием к врачу...

Консультация для родителей в детском саду. Как и когда надо идти с ребенком на прием к врачу

Консультация для родителей "Как идти с ребенком на прием к врачу" Очень часто приходится слышать о том, что «к врачам обращаться бесполезно», «врачи не помогут», «что они могут решить за 15 минут». ...

Метод рекомендация. Как и когда надо идти с ребенком на прием к врачу

Метод рекомендация. Как и когда надо идти с ребенком на прием к врачу....

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...

Чек-лист "Когда надо идти к логопеду"

Рекомендации родителям...