Консультация для родителей "Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей"
консультация (младшая группа)

Мозжелина Наталья Николаевна

Консультация для родителей

"Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей"

 

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению, математики и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что многих из них гораздо актуальнее научить самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т.д.

Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к независимости. Вряд ли найдется хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребенка беспомощным, не уверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении.

А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Давайте же разберемся, с чего начать и как все должно происходить для достижения нужного результата.

Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?»

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приема пищи (есть ложкой, пить из чашки),
  • раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки),
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой),
  • опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей.

К ним относятся:

  • общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам),
  • мелкая моторика (умение толкать, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры),
  • зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом),
  • мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые поручения; уметь подражать действиям взрослых).

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения:

1. Ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре.

2. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания (кулачком, щепотью, тремя пальцами, одной рукой, обеими); различные действия пальцами (расставлять, сжимать вместе, выделять один палец).

3. Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер.

4. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

 

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Предложите ребенку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета.

Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках.

Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (бусы из крупных макарон с отверстиями),  переливать воду пипеткой или спринцовкой (игрушка заболела, надо накапать ей лекарство),  

пускать кораблик в тазике с водой или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

Поиграйте с малышом в сюжетные игры

- «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках),

- «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками),

- «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.

В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас.

Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну», вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему.

Например, процесс одевания штанишек может выглядеть так: сядь на стульчик, возьми штанишки обеими руками за поясок, подними одну ножку и вдень её в одну штанину, поставь ножку на пол, подними вторую ножку и вдень её в другую штанину, встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Правильно! Я так рада!» и др.

 

https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/melkaya...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2razvivaya_melkuyu_motoriku_razvivaem_navyki_sam-ya.docx144.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей"

https://infodoski.ru/images/detailed/27/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F.jpg

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению, математики и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что многих из них гораздо актуальнее научить самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т.д.

Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к независимости. Вряд ли найдется хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребенка беспомощным, не уверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении.

А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Давайте же разберемся, с чего начать и как все должно происходить для достижения нужного результата.

Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?»

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приема пищи (есть ложкой, пить из чашки),
  • раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки),
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой),
  • опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей.

К ним относятся:

  • общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам),
  • мелкая моторика (умение толкать, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры),
  • зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом),
  • мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые поручения; уметь подражать действиям взрослых).

Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения:

1. Ребёнок учиться выполнять сгибательные движения кисти и применять их в игре.

2. Далее осваивает хватание (пространственная и сенсорная ориентация, зрительно-моторная координация, согласованная работа рук, различные типы захватывания (кулачком, щепотью, тремя пальцами, одной рукой, обеими); различные действия пальцами (расставлять, сжимать вместе, выделять один палец).

3. Дальше происходит развитие соотносящих действий, когда ребёнок учится совмещать два предмета или части, собирать такие игрушки, как матрёшки, башенки, совершенствуется согласованность обеих рук, продолжает развиваться глазомер.

4. На последнем этапе происходит развитие подражательных движений руками (пальчиковые игры, выполнение действий по показу).

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Предложите ребенку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета.

Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках.

Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (бусы из крупных макарон с отверстиями), https://previews.123rf.com/images/093315/0933152209/093315220900072/191610817-cute-happy-girl-brushing-his-teeth.jpg переливать воду пипеткой или спринцовкой (игрушка заболела, надо накапать ей лекарство),  

пускать кораблик в тазике с водой или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

Поиграйте с малышом в сюжетные игры

- «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках),

- «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками),

- «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.

В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас.

Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну», вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему.

Например, процесс одевания штанишек может выглядеть так: сядь на стульчик, возьми штанишки обеими руками за поясок, подними одну ножку и вдень её в одну штанину, поставь ножку на пол, подними вторую ножку и вдень её в другую штанину, встань и подтяни штанишки наверх обеими руками.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

https://i.pinimg.com/originals/67/ff/1c/67ff1cf0b0fa9954b5e4cb0abd1c7b01.pngНе забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Правильно! Я так рада!» и др.

https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/melkaya-motorikarukdetey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Развитие навыков самообслуживания важный этап развития самостоятельности у детей раннгего возраста....

Консультация для родителей на тему: «Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна

Консультация для родителей на тему: «Развитие  навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна...

Развитие общей и мелкой моторики. Формирование навыков самообслуживания у детей с НОДА в условиях дома ребенка

Методические рекомендации по воспитанию детей с ДЦП (НОДА) адресованы воспитателям и медицинским сестрам дома ребенка.Цель: совершенствование физических возможностей и формирование жизненных компетенц...

Консультация для родителей "Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей"

Знакомство родителей с ролью самообслуживания у детей через развитие мелкой моторики рук....

Консультация для родителей "Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания"

рекомендация для родителей,как с помощью мелкой моторики можно сформировать у детей навыки самообслуживания....