Консультация для родителей. Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье"
консультация

Жукова Ирина Евгеньевна

Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение  устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие  с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Консультация для родителей.        

                                                                                                                                                                     Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье"

 Уже давно известно, что на воспитание ребёнка влияют: семья, СМИ, телевидение, детский сад, улица.  Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждому родителю хочется гордиться своим ребёнком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Основы нравственно - патриотического воспитания закладываются именно в семье. Семья - это первая школа воспитания, где ребёнок получает первые уроки уважения к старшим. В каждой семье свой замкнутый мир, своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции.  Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия маленького человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребёнок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование у дошкольников любви к Родине следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины; усвоения принятых норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, приобщения к миру родной культуры. Родина всегда начинается с малой Родины, места, где человек родился, своей семьи, своего дома, детского сада и школы. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции.  А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – культура в семье, живое общение с родителями, с природой и сверстниками, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности ребенка- дошкольника. В семье большую часть времени ребёнок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются возникающие проблемы, интересующие ребенка вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребёнком, тем более тесными становятся эмоциональные связи.  Чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение  устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие  с семьями воспитанников. Необходимость подключения членов семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья, не может заменить дошкольное учреждение. Любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться помощь  родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников  воспитательно - образовательного процесса.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи и общественности, предъявляя воспитанникам согласованные требования, тем самым  дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно - патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, его природой, начиная с того, что принято называть "Малой Родиной". Постепенно переходя к таким категориям как "Отечество, "Россия", "Семья", где формируются нравственно- патриотические чувства и воспитываются будущие гражданине. В соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации", родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Основная цель нравственно- патриотического воспитания в семье: формирование нравственно- патриотических чувств детей, обогащение и углубление знаний о своей семье, родном городе, стране.                                                                                                                  Родители призваны решать задачи: способствовать формированию у детей чувства гражданственности, любви и гордости к малой Родине, природе родного края.                                    Развивать в детях способности к восприятию литературных произведений, живописи, архитектуры.

Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своей страны. Роль семьи в нравственном воспитании детей велика. Семья объединяет всех членов общими интересами, общими радостями, общими невзгодами.
Нравственные ценности  в семейном воспитании это:
Доброжелательность в отношении друг другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведёт к противоположным результатам.
Нравственные потребности начинаются:
1. С отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость- это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о  добре, зле, долге и других понятиях.
2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: "Не вредить никому, а приносить максимум пользы". Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
3. Ещё одним важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.
Процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально - нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств детский сад в своей работе с семьёй.
Воспитание маленького патриота
Семья – Детский сад – малая Родина (родной город) - родная улица, дом- Россия, страна, Права –обязанности- Конституция – ФГОС ДО .
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть, только если Мы - взрослые сами будем знать и любить историю своей страны, своего города и своей семьи.
               

Большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями) в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

•        Участие в создании, пополнении в группах мини-музеев по нравственно-патриотическому воспитанию;

•        Создание собственного герба семьи;

•        Включение родителей в читательскую деятельность с детьми дома по нравственно-патриотическому воспитанию.

•        Экскурсия детей с родителями к мемориалам нашего города, посвященным участникам Великой Отечественной войны, участникам локальных войн в Афганистане и Чечне;

•        Посещение местного краеведческого музея, детской библиотеки;

•        Составление генеалогического дерева, где на каждой ветви, обозначающей родственника, будет изображен герб города, в котором он жил ранее или живет сейчас;

•        Мини-отчеты (оформление детьми и родителями альбомов о поездках в другие города);

•        Оформление коллективного альбома, составленного из рассказов детей о своих поездках по городам России.

Поиграйте детьми.                                                                                                                                                   Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Содержание таких игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметов окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о Родном крае, об Армии,  о Защитниках отечества, об истории  своей страны, ее традициях и обычаях, знакомит с разными профессиями и дает представления о видах трудовой деятельности, закрепляет знания детей о транспорте, правилах этикета, поведения в общественных местах.    И оно направлено на формирование правильного отношения к предметам, фактам и явления окружающей жизни и способностям противостоять отрицательным фактам и явления                                                                                                          

 Игра: «Мой адрес.»                                                                                                                      

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу, номер дома, квартиры, телефона, этаж; закрепить знание права на жильё.                                                      

 Ход игры: все встают в круг, взрослый передаёт мяч ребёнку и говорит: «Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

Игра: «Поиски добрых слов»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать

дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или

доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка.

Ход игры: Взрослый начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда,

как применяются эти вежливые слова.

Игра: «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и

отношений»

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела

вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские

отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого

Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или

ином месте, какие поступки хорошие.

Игра: «Наш город»

Цель: Выявить знания детей о нашем городе.

Материал: иллюстрации, фотографии.

Ход игры: взрослый показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети

отвечают.

Игра: «Расскажи о своей семье.»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение

семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи,

гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными

фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Игра: «Как я дома помогаю?»

Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин,

девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу

по дому.

Игра: «Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к

другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок

толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка,

Ход игры: взрослый показывает карточку и предлагает составить рассказ по

.

Игра: «Моих родителей зовут…»

Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек.

Игра: «Назови ласково»

Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские

взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные

слова. Знакомить с разными именами.

Ход игры: Миша - Мишенка, Даша - Дашенька….

Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста отлично подойдёт организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию и уважению старшего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города,страны;развитие внимательное отношение к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;вос...

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Данная консультация пригодится воспитателю, учителю начальных классов, педагогу-организатору,работникам дополнительного образования. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника ...

Консультация для родителей ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация для родителей ДОУ: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»...

консультация для родителей по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

консультация для родителей по «Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольника в семье»...

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной р...

Консультация для родителей ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семьеЗадачи:приобщение дошкольников к изучению особенностей истории...

Консультация для родителей ДОУ«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Велик...