Для родителей
консультация

Фируза Натиг кызы Омарова

"ТРИЗ -технологии в работе с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое ТРИЗ технологии?»

Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем интересуется их ребёнок, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов в изобразительной деятельности. Следует активизировать и собственную творческую активность малыша, только тогда можно добиться желаемого результата в его развитии и в усвоении новых знаний. В этом родителям может помочь ТРИЗ технология – теория решения изобретательских задач.

Что такое ТРИЗ?

Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель –

фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер –

создал две очень интересные и весьма эффективные теории –

Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ).

Основная задача ТРИЗ –это решение широкого круга творческих задач в любых областях человеческой деятельности, для этого ТРИЗ использует более 1000 методов, приёмов и алгоритмов активизации мышления, и, самое главное, использует законы развития Социальных систем и компьютеризацию процесса выработки решений. Иными словами, ТРИЗ.

Основная цель ТРТЛ – развитие качеств творческой личности, выбор Достойной цели и вообще, полная реализация человека, как творческой личности. Эти две теории заставили по новому посмотреть сначала на создание технических систем, а потом и вообще на любые системы, в том числе и на систему образования. Так появилось направление ТРИЗ-педагогика или в более широком смысле ТРИЗ-образование, взявшее на вооружение все основные идеи классической ТРИЗ. Из главных целей образования –воспитательной, обучающей и развивающей, ТРИЗ-образование блестяще выполняет развивающую, интеллектуальную. А развитый интеллект сам решит функцию обучающую, познавательную. Что касается самой главной цели образования –

воспитательной, то творчество несёт большой потенциал нравственности, а культура ума воспитывает общую нравственную культуру человека.

ТРИЗ

В наше время, полное технических изысканий, требуются специалисты в разных областях, способные не только принимать важные решения, но и часто экстраординарные, необычные. Некоторые личности наделены такими способностями от природы, а некоторых, а их большинство, нужно обучать, развивать их творческий потенциал. Этому способствуют технологии ТРИЗ. Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительную деятельность. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру образовательной деятельности и планирования по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при необходимости разнообразить детскую деятельность. ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется так же в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).

Проблема всех занятых воспитанием –новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определёнными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени –дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одарённых гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребёнка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей неограничен «глубоким жизненным опытом» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ, первоначально адресованная инженерно–техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов–практиков. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрёжки. Именно поэтому мы применяем в образовательной и свободной деятельности.

ТРИЗ технологии

Технология ТРИЗ для дошкольников–коллективные игры и занятия. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий–ключ к творческому мышлению.

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это даёт возможность выявить новые, до сих пор не известные начинающему исследователю черты какого–либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы–это:

- Метод маленьких человечков - для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не касаются друг друга, жидкости –держатся за руки, а твёрдых веществ –крепко сцеплены и руками и ногами.

- Метод фокальных объектов -исходному объекту приписываются свойства изначально ему неприсущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.

- Системный оператор -для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).

- Ресурсы -вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это даёт возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя–изобретателя.

- Противоречия - любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять её полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.

- Фантазирование - через объединение частей целого (например, конь и человек–это кентавр, уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное–эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребёнка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ–не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

«Много-Мало»-детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони–много, ладони вместе–мало, друг над другом-достаточно) своё отношение к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей–это…», «Ведро воды для слона–это…», «Ведро воды для воробья–это…» и так далее.

«Хорошо-Плохо»-дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причём ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты–это хорошо и вкусно, но ещё и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы–это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее…и так далее. «Разбежались»-группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому–либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами–направо, а у кого без карманов–налево; кого привёл в садик папа–направо, кого не папа–налево.

Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала»

Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое?

Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живёт в жарких странах?

Это слон, воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т. д.

Игра «Чёрное-белое»

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением чёрного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга».Хорошо–из книг узнаёшь много интересного, Плохо–они быстро рвутся. и т. д.). Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т. д.

Игра «Наоборот» или «Перевертыши» (проводится с мячом)

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший–плохой, строить–разрушать, выход–вход).

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример: «Помоги Золушке». Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем-нибудь тяжёлым прижимать.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«ТРИЗ в детском саду и дома»

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Омарова Ф.Н.

г.о. Балашиха

2023

Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята, но казалась очень интересной. Методика долгое время была забыта, потому что методы этой технологии были новые и нетрадиционные. И только в 1987 году её начали применять в детском саду. В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество. ТРИЗ способствует развитию аналитических способностей; учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения; помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью; культивирует стремление познавать и получать новую информацию; дает свободу слова и свободу проявления личности; ребенок становится более универсальным, то есть, справляясь для начала с легкими задачами, он постепенно учится находить выход из более сложных ситуаций, что, несомненно, пригодится ему во взрослой жизни.

В детском саду технологии ТРИЗ детей обучают педагоги. ТРИЗ-педагог должен быть универсальной личностью. Главной его целью является формирование у дошкольников сильного логического мышления. Но легче будет решить эту задачу с совместной работой с родителями воспитанников ДОО.

Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.

Все родители читают сказки своим детям. Прочитав сказку, можно попросить ребенка пофантазировать. Спросите, понравилась ли ему сказка, а конец сказки. Многие сказки заканчиваются не очень хорошо. Предложите малышу придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам. Мы уверены, что это занятие принесет удовольствие родителям и малышу. В группе, где я работаю дидактическое упражнение «Фантазия» по ТРИЗу у дошкольников вызывало затруднения. Сначала они не могли придумать новое завершение сказки, не могли понять, что я от них требую. Но постепенно у нас появились первые сдвиги. У ребят стало развиваться воображение, речь. Легко давалось это задание тем детям, с которыми дома занимались родители. Прочитав сказку можно поиграть в игру «Сказка наизнанку». Например, сказка «Теремок», в которой теремок был очень большой, а медведь был первым, кто нашел теремок и стал в нем жить. К теремку приходили лиса, волк, заяц, лягушка, мышка, но медведь всех выгонял и никого не пускал жить в теремке. Вот однажды прилетел комар - пискун. Попросился он в теремок, а медведь его не пустил. Комар обиделся и больно укусил медведя, так больно, что медведь от боли сам разломал теремок. Помогите малышу в первый раз фантазировать,не говорите ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев «Можно говорить всё!» И дети говорят, придумывают. Внимательно выслушайте своего малыша. В детском саду педагог выслушивает каждого ребенка. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, воспитателю и друг другу, но аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая. Запомните,детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» и т. д.

У многих родителей дети сладкоежки, используйте игру «Хорошо - плохо». Играя в эту игру, ваш ребенок научится выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.Самый распространенный пример: Съесть конфету - хорошо. Почему? Съесть конфету – плохо. Почему? Думаю, что даже трехлетний малыш приведет вам массу доводов. При помощи этой игры с малышом, можно закреплять признаки времен года,например: зима – хорошо. Почему? Можно кататься на горке, на лыжах, на санках, играть в снежки. Зимой очень красиво на улице. Кругом лежит белый снег. Зима – плохо. Почему? На улице холодно, иногда морозно, дует сильный ветер, метет метель.И так о других временах года: весне, лете, осени. Будет намного интересней, если вы разделитесь на две команды, мама или папа называют, почему осень или зима хорошо, а ребенок – плохо. Вашему ребенку это пригодится не только в детском саду, но и в школе.

Для развития логического мышления ваших детей используйте игру «Фантазия», которую можно применять не только при чтении сказок, но и в других жизненных ситуациях. Эта игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ваш ребенок не хочет собирать игрушки. При помощи разных уловок вам удается уговорить малыша расставить игрушки по местам. Расположитесь удобно на диване и предложите вашему ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Малыш будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь. Если у вас дочка, попросите её подумать и сказать, чем можно заменить потерянные заколочки. Уверена, что она придумает много вариантов.

Во многих семьях любят собирать пазлы. Разнообразьте это занятие, используйте игру по ТРИЗ технологии «Что-то часть чего-то», которая поможет сформировать у вашего ребенка усидчивость, что очень актуально в наше время гиперактивных детей, воображение, зрительную память, логическое мышление.

Как мы с вами знаем, игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И во время игры у дошкольника формируются социально-личностные отношения.

Если мы ставим себе цель развивать ребенка, то мы должны учитывать, что у каждого из детей свои интересы, свои способности и склонности, у разных детей – разный уровень развития. Дидактические игры по методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость. Замкнутым и застенчивым детям помогают стать более раскрепощенными и коммуникабельными. Они делают каждого ребенка индивидуальным. Он не боится высказывать свое мнение. Старается отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Адаптированная к дошкольному возрасту, ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Омарова Ф.Н.

г.о. Балашиха

2023

Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым»: самым умным, самым сообразительным, самым уверенным, самым успешным. Как же развивать ребенка?

Дидактические игры по методике

ТРИЗ (Триз – теория решения изобретательных задач) помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость. Замкнутым и застенчивым детям помогают стать более раскрепощенными и коммуникабельными. Они делают каждого ребенка индивидуальным. Он не боится высказывать свое мнение. Старается отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.

Хочется обратиться к родителям, найдите время, чтобы провести его с ребенком, используйте игры ТРИЗ технологии.

ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать и в домашних условиях. Дидактические игры ТРИЗ позволят вам интересно провести время со своим ребенком.

Все родители читают сказки своим детям. Прочитав сказку, можно попросить ребенка пофантазировать. Спросите, понравилась ли ему сказка, а конец сказки. Многие сказки заканчиваются не очень хорошо. Предложите ребенку придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам.

Помогите малышу в первый раз фантазировать, не говорите ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев «Можно говорить всё!» И дети говорят, придумывают. Внимательно выслушайте своего ребенка. Пусть ваши дети учатся возражать вам, родителям, но аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

Запомните, детям нужно давать только положительную

оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо», «молодец» т.д.

1. Игра «Хорошо - плохо».

Играя в эту игру, ваш ребенок научится выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Самый распространенный пример: зима – хорошо. Почему? Можно кататься на горке, на лыжах, на санках, играть в снежки. Зимой очень красиво на улице. Кругом лежит белый снег. Зима – плохо. Почему? На улице холодно, иногда морозно, дует сильный ветер, метет метель. И так о других временах года: весне, лете, осени. Будет намного интересней, если вы разделитесь на две команды, мама или папа называют, почему осень или зима хорошо, а ребенок – плохо.

2. Игра «Наоборот»

Учим детей находить слова - антонимы. Мама (папа) предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

3. Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки. Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. - … глаза, Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

4. Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например: «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т. д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

5. Игра «Превращения»

Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в табурет, кресло без подлокотников (стул).

6. Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

  • внучка маленькая, а бабушка старенькая;
  • ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
  • лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
  • заяц серый, а петушок смелый;
  • Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
  • у Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.
  • Подведение итога.

7. Игра «Путаница»

- Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Летит колючий крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп)

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...