Разнообразные формы партнерства с родителями дошкольников
статья (старшая группа)

Воронина Марина Евгеньевна

Разнообразные формы  партнерства  с родителями дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobraznye_formy_partnerstva_s_roditelyami_statya.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные формы  партнерства  с родителями дошкольников

 

 Дошкольное детство – это самое уникальное время в жизни человека. Именно в это время идет становление личности, и центральное место в этом становлении принадлежит семье. Семья – это первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей является одним из условий выполнения ФГОС ДО, ФОП ДО. Для создания единой системы в работе по воспитанию детей в семье и ДОУ необходимо установить партнёрские отношения, которые позволят объединить усилия и создать атмосферу общих интересов

  Детский  сад - это  место, где ребенок приобретает свой первый общественный опыт. И в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «ОБ образовании в Российской Федерации» в статье 44 пункт 1 написано «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Но как выявляют исследования и, собственная практика, у родителей часто возникают затруднения, они не всегда компетентны в вопросах воспитания своих детей. Поэтому нужно совместная  деятельность.

Одной из важнейших задач в деятельности дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является установление партнерских отношений с родителями (законными представителями воспитанников) с тем, чтобы они стали полноправными и активными участниками образовательного процесса.

Партнерское взаимоотношения с семьями воспитанников в моей группе было выстроено следующем образом.

1. Мною были изучены научно-методические и нормативно-правовые документы по данному вопросу.

2. Провела анкетирование родителей, для выявления уровня их компетентности в вопросах образования детей старшего дошкольного возраста.

3. Составила и реализовала план партнерского взаимодействия с семьями воспитанников, используя нетрадиционные формы.

Изучила  исследования современных педагогов Е.П. Арнаутовой, О.Л. Зверевой, Л.И. Лукиной, М.Н. Недвецкой и  в  своей работе постаралась использовать предложенные нетрадиционные формы.

После проведения анкетирования, я пришла к выводу, что единый подход к родительскому сообществу невозможен. Решить эту задачу можно разнообразными способами, применив нетрадиционные формы взаимодействия  с родителями воспитанников. Для этого я разделила родителей на 3 группы. В первой группе многие родители настолько заняты выполнением своих профессиональных обязанностей, что не могут выделить достаточно времени для похода на обычное родительское собрание, а так же уделять детям достаточно время для их образования. Во второй группе, родители, которые все знают про образование ребенка, и удивить уже чем-либо их невозможно, Третья группа родителей, их к счастью большинство, которые готовы участвовать в жизни ДОО и повышать свои компетенции в вопросах образования детей.

На мой взгляд, наиболее подходящими стали модели взаимодействия ребенок – родитель и педагог – ребенок – родитель. В своей работе я применяю многие методы работы с родителями: как традиционные (родительские собрания, беседы и консультации), так и не традиционные (анкетирование, открытые занятия, круглые столы, дискуссии, мастер-класс, использование электронных ресурсов и мессенжеров и т.д.).

Свою работу  с родителями я стараюсь выстраивать на взаимопонимание и доверие, учитываю индивидуальность каждой семьи. Очень важно, что любое партнерство с родителями должны быть тщательно подготовлено и интересно для родителей. В работе с родителями я придерживаюсь ряда правил и принципов социального партнерства.

 На начальном этапе родители стесняются, часто закрываются, но в ходе работы налаживается контакт с родителями и появляется обратная связь, они становятся более активными, отзывчивыми, в результате появляются родительские компетенции во многих вопросах образования старших дошкольников. Соответственно  в ходе работы происходит тесный контакт родителей с детьми. Для праздников и мероприятий, проходимых в ДОО родители с удовольствием готовят атрибуты и костюмы. Стала привлекать родителей к тематическим неделям. Многочисленные конкурсы, проводимые в  ДОО, позволяют родителям на ранних этапах раскрыть способности ребенка, выявить задатки его одаренности, чтобы дальше развить их. Провожу различные акции: «Покормите птиц зимой», «Каждому скворцу по домику», «Книга своими руками» и другие.

Приведу примеры нестандартных форм взаимодействия, используемые мною  в практике работы с родителями детей. В уголке для родителей оформлены рубрики, стенды и различные материалы.

  • «Сегодня мы узнали», где  информирую родителей о содержание занятий, и предлагаю дома ряд интересных заданий (по желанию). Это может быть, вместе всей семьей, прочитать и выучить стихотворение, чтение с договариванием последних строк детьми  стихов, потешек, песенок.
  •  Для поднятия настроения детей оформила стенд «Моё настроение». Ребенок вместе с родителями, приходя в детский сад, помещает свою фотографию на этом стенде со своим настроением. Соответственно, ребенок начинает чувствовать себя участником коллектива детей и взрослых.
  •  В рубрике «Хочу все уметь» родителям предлагаются рекомендации, какими навыками необходимо овладеть ребенку (например, научиться самостоятельно выворачивать одежду, складывать её, правильно держать кисточку,карандаш).
  •  Затем, в рубрике «Самый лучший» демонстрируются достижения ребенка с помощью его фотографий, на которых он выполняет какое-либо  задание. Такая форма работы весьма результативна, поскольку родители могут порадоваться за достижения своих детей.
  • Оформление портфолио. Портфолио ребенка – это уникальный сборник, где под одной обложкой собраны доказательства индивидуальных достижений ребенка.
  • Создана мини - библиотека. Дети и родители могут выбрать не только художественную литературу, но и познавательную игру. В библиотеке находятся и книги для родителей.
  •  Подсказка для родителей по разным темам: «Режиссерская игра дошкольника, что это?», «Играем дома всей семьей», «Зачем нужно дома иметь традицию домашнего чтения», «Ребёнку читаем - кругозор развиваем», «Смотрите мультику с умом», «Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу»
  •  СМС - почта – это ларчик сделанный детьми и мною, в который родители кладут записки со своими вопросами, идеями и предложениями.
  • Организую творческие выставки, одна из которых  «Рисуем маму вместе с папой» – это добрая традиция, которая посвящена празднованию Дня Матери. Инициатором данной традиции стали родители, которые однажды принесли рисунок, выполненный папой вместе с ребенком. Эта идея была поддержана, и теперь выставка стала ежегодной.
  • Домашний театр (предлагала сделать дома предметы для режиссерской игры из подручных средств)

В результате использования разнообразных нетрадиционных форм партнерского взаимодействия родители стали более активными и грамотными участниками процесса развития своего ребенка. Повторное анкетирование это подтвердило. Подобная работа с семьей способствует развитию положительных эмоций у ребенка, влияет на развитие коммуникативных связей, формирование более тесного контакта педагога с родителями, что является залогом счастливого детства ребенка.

Хотелось бы закончить свою статью высказыванием великого педагога А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни»

                          Используемая литература:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-синтез.
  2. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. М.: Сфера, 2005. 80 с.
  3. Партнерство дошкольной организации и семьи / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. М.: Мозаика-синтез, 2016. 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей дошкольников "Математические сказки для дошкольников"

Консультация "Математические сказки для дошкольников" поможет родителям  дошкольников....

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"

Консультация для родителей дошкольников "Расскажите дошкольникам о Великой Отечественной войне…"...

Презентация "Развитие мелкой моторики руки в разнообразных видах деятельности дошкольников"

В презентации кратко представлены теоретические и практические основы работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться для сост...

круглый стол с родителями дошкольников на тему "Организация самостоятельной игры дошкольника"

quot;Организация самостоятельной игры дошкольника".1. Изначально установить проблему, с которой сталкиваются родители.2.Мозговой штурм с обсуждением проблемных ситуаций,и исходя из положит...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Использование разнообразных форм работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Л.С.Выгодский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залог адаптации их в будущем. Детский сад и семья должны стремиться к созданию е...