Использование потешек на прогулке с детьми
консультация (младшая группа)

Маркова Светлана Михайловна

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки,

развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelno.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Использование потешек на прогулке с детьми.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих        коммуникативные навыки,C:\Users\user\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Потешки—малый жанр устного народного творчества. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое        прослушивание        их помогают усвоить новые формы слов,

обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек        происходит        со множеством повторов, где неоднократно

произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

  • формирование грамматического строя речи
  • развитие монологической и диалогической речи
  • развитие мелкой моторики.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук


и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Методы и приемы, используемые при чтении потешек:

  1. Обыгрывание сюжета потешки

В ходе знакомства с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий. Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

  1. Словесные игры или игры «Доскажи словечко»
  1. Подвижные и хороводные игры (У медведя во бору)
  1. Пальчиковая гимнастика
  1. Чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Педагоги включают потешки в различные режимные моменты с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня. Например, при умывании:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Леше) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

При кормлении:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

При подъёме:

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Подводя итоги, можно сказать, что потешки вызывают положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивают ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потешек в работе с детьми

Использование потешек в работе с детьмиДля Детского сада....

Использование русских народных потешек в работе с детьми младшего возраста.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патрио...

ПОТЕШКИ (описание технологии использования потешек с детьми раннего возраста)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида», г. СыктывкарПолякова Светлана Владимировна, воспитатель 1 категорииПОТЕШКИ...

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей и педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста, использующих в период адаптации и в режимных моментах малые формы фолькл...

Презентация: «Картотека ПОТЕШЕК для использования в режимных моментах с детьми раннего возраста».

Картотека ПОТЕШЕК для использования при умывании, одевании, приема пищи. Дети часто капризничают во время умываня, одевания, принятия пищи. Помогут в этом ПОТЕШКИ....

Презентации: «Методическая разработка по использованию ПОТЕШЕК в режимных моментах с детьми раннего возраста»

Дети раннего возраста часто капризничают во время одевания, умывания, приема пищи, Помогут в этом потешки....