Использование русских народных потешек в работе с детьми младшего возраста.
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Абдуллина Наталья Анатольевна

 

 

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_poteshek.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 , КОТПУС2 ПГТ СЕРЫШЕВО

Использование русских народных

потешек

в работе с детьми младшего возраста.

(Из опыта работы)

Воспитатель

МАДОУ детского сада

№ 7

Абдуллина Н.А.

2014 год

Использование русских народных

 потешек

в работе с детьми младшего возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности»

Когда я набирала первую младшую группу, многим детям не было и двух лет. Адаптационный период самый трудный в жизни ребёнка. Чтобы выполнить задачи по развитию речи, я использовала в своей работе фольклорные формы. Старалась создавать условия для развивающей среды, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно, как дома. В приёмной комнате расставила красивые яркие игрушки, привлекающие внимание, нарисовала большое солнце и тучки на стене. Солнышко  весело «подмигивало» своим глазом и радовалось встрече с детьми. На окно повесила летающих в воздухе голубей - символами мира, добра и любви.

Старалась оформлять  красивые уголки: театральную зону, уголок отдыха, музыкальный уголок, уголок ряжения.

Самыми любимыми игрушками стали кот, собака, заяц, медведь которые  выполняли разные роли с утра до вечера. Сначала я знакомила их с игрушкой, ласково приговаривая: «котя, котенька, коток», а потом зачитывала потешку: «Как у нашего кота». Дети ласково прижимали его к себе, гладили, заглядывали в глаза.

 Заскучал ребёнок, я новую потешку читаю: «Пошёл котик на торжок». Котик всем пирожки приносил, а первый пирожок, конечно, тому, кто грустит.

Раздеваются детки спать, опять котик «помогает», зачитываю песенку «Серенькая кошечка». Дети не только успокаиваются, но и сами повторяют вместе со мной. Порой детям трудно уснуть, вспоминают свою маму, которая, конечно же поёт колыбельные песенки. Беру опять мягкую игрушку и пою колыбельную песенку:

Котик – котик, коток,

Котик – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Нашу Машеньку качать.

И так при помощи игрушки, поглаживая ребёнка и напевая песенку, усыпляю или обращаю внимание на игрушки, которые тоже желают спокойного сна детям. Такая мелодичность и напевность фольклора помогает ребёнку расслабиться, успокоиться.

Не все дети любят одеваться. В этом случае выручают куклы, как олицетворение самого ребёнка.

«Наша Маша маленька,

на ней шубка аленька,

опушка бобровая,

 а Маша чернобровая»

 Детки тут же вступают в диалог, и рассказывают какая у них  шубка, предлагают посмотреть на нее . Они с удовольствием начинают одеваться, чтобы показать свои вещи.

Маленькие дети – удивительный народ! Они бывают и хитренькие, и наивные и очень забавные. Прочитаешь потешку «Сорока-сорока, кашу варила… », каша сразу вкусной становится, а в глазах искорки светятся.

Дети очень любят воду - если не умываться, то побрызгаться, вот и приходится, чтобы правильно и аккуратно научить умываться, использовать потешки: «Водичка, водичка», «Зайка начал умываться» и т. д.

Через потешки, песенки, я учу детей играть в подвижные игры, сюжетно-ролевые игры.

Паровоз, паровоз,

Маленький блестящий

Он вагончики повёз

Будто настоящий.

Дети забираются в паровоз и издают звуки едущего паровоза «ту-ту»! Во время путешествия, провожу артикуляционную гимнастику «Кто как кричит». Приехали дети на поляну, а там ягоды растут с грибочками. Используя атрибуты из театрального уголка, я «превращаю» всех детей в зайчиков: «По лесной лужайке разбежались зайки», сама одеваю шапочку лисы. Благодаря выразительности русского фольклора, дети быстро запоминают движения, импровизируют. Каждая игрушка, музыкальные инструменты, матрёшки обыгрываются также с помощью потешек, прибауток, закличек, песен.

Как только не говорим мы о солнышке,  но при этом красота слова отдаётся потешке, закличке.

Солнышко, снарядись

Красное - покажись!

Выйди из-за тучи

Дам орехов кучи.

Дети смотрят в окошко, но солнышко не выходит, спряталось за тучу.

Я ребятам предлагаю песенку спеть «Светит солнышко в окошко». Дети начинают прыгать, хлопать в ладошки.

Уже с раннего возраста я приучаю детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорю словами потешки:

«Ай, дуду, дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная, позолоченная».

Учу своих детей импровизировать потешки, стихи, инсценируя сказки. Взаимодействуя с родителями собираем материал для реализации проекта по патриотическому воспитанию.

Собираю  дидактический материал с потешками, песенками, маленькими стишками, книги для чтения и рассматривания. Работа по приобщению детей к фольклору проводится мною уже второй год .

Работаю индивидуально с каждым ребёнком,  учу  детей любить театр, фольклорные произведения. воспитываю в малышах отзывчивость, развиваю эмоциональные качества детей.

С целью расширения кругозора у детей помогаю детям раскрывать свои творческие способности. Мои дети принимают участие в фольклорных праздниках.

У малышей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование русского фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Примерное распределение потешек и песенок по возрастному принципу...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Доклад на тему "Использование руссго фольклора с детьми раннего возраста"...

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».

«Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

Цель:Целью моей работы является: социализация детей младшего дошкольного возраста, сократить период адаптации к условиям ДОУ, при этом максимально сохранить и укрепить здоровье ребенка, чтобы оно обес...

Использование техники "пластилинография" в работе с детьми младшего возраста

В статье рассказывается о преимуществах использования в работе с детьми техники "пластилинография", о приемах данного метода. Даются рекомендации по организации работы....

Использование нетрадиционных приемов в работе с детьми младшего возраста по развитию речи»

мастер-класс познакомит воспитателей с интересными формами работы, способствующими развитию речи детей младшего возраста...