Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Тюрина Татьяна Викторовна

 «Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста». (из опыта работы)

 «Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский.

Главный инструмент нашего разума – это память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно её тренировать. Взяв за основу мнение великих педагогов, изучив методики современных педагогов, мы используем в работе с детьми приёмы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы, Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемотехника помогает развивать: - ассоциативное мышление; - зрительную и слуховую память; - зрительное и слуховое внимание; - воображение. В своей работе, начиная со 2-й младшей группы, мы используем  мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы,  их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ — это условный знак, какого – ни будь понятия, чего – ни будь отвлечённого. (С. И. Ожегов). Перед нами стояла задача: Познакомить детей с графическим способом предоставления информации. Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки. Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах. Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки.  Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей. Мнемодорожку можно нарисовать самим. Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Вот пример записи на мнемодорожку стиха Е. Серовой «Одуванчик»: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится в беленькое платьице. Лёгкое, воздушное, ветерку послушное. Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д. При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Мы начали переводить картинки частично в графический вид с детьми во второй младшей группы во 2- й половине года. Тогда же в нашей практике появились мнемотаблицы. Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести. Мнемотаблицы могут быть: - предметные; - предметно- схематические; - схематические. Предметные мнемотаблицы используются в работе с детьми младшего возраста, а предметно- схематические с детьми среднего возраста. Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.

 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

 3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики. Вот пример составленной при помощи графического конструктора мнемотаблицы стихотворения В. Силина «Испугались зайца»: Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное. Мнемотаблицы активизируют речь детей, они с желанием воспроизводят содержание сказок. (Сказка «Лисичка со скалочкой»).  Остановимся на мнемотаблицах на тему «Природный мир», которые используются в нашей в образовательной деятельности с детьми. Это таблицы – загадки. Вот одна из них: Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь. Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка): Где живёт? (В лесу). Ко второй (верхняя средняя клетка): Чем питается? (Шишками, орехами, грибами). К третьей (правая верхняя клетка): Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком). К четвёртой (левая нижняя клетка): Чем ест пищу? (зубами). К шестой (нижняя правая клетка): Сколько лап у этого зверя? (четыре). После отгадки картинка открывается. Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы на домашних животных, на птиц, рептилий, амфибий и т. д. В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того, основывается на комплексном подходе, включающем: - решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка; - специальную организацию развивающей среды; - развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"

Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....

презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...

«Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми среднего возраста».

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....