«Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми среднего возраста».
консультация по развитию речи (средняя группа)
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_2022.docx | 719.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми среднего
возраста».
Актуальность проблемы:
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
- Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
- В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
- Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
- С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
- Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
- Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста – явление редкое.
При работе с детьми, мы часто сталкиваемся с тем, что у них недоразвитая речь, они с трудом пересказывают события своей жизни, не каждый может пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
2. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый
ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники, которые являются наиболее важными.
Главным инструментом нашего разума является память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подвела, необходимо постоянно её тренировать. В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.
Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу и исходя из мнения великих педагогов, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи помогут приемы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.
«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский
Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Для детей средней группы используются мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак, какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов).
Главной задачей моей работе является- познакомить детей с графическим способом предоставления информации.
Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.
Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.
Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:
- Кто это? (Мышка).
- Где живёт мышка? (В норке).
|
- Любимое лакомство мышки? (Сыр).
|
- Кого боится мышка? (Кошку).
|
Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей. Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.
Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Вот пример записи на мнемодорожку стиха Е. Серовой «Одуванчик»:
|
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.
При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Я начала переводить картинки частично в графический вид с детьми средней группы во 2-й половине года. Тогда же в моей практике появились мнемотаблицы.
Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.
Мнемотаблицы могут быть:
- предметные;
- предметно- схематические;
- схематические.
Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.
Вот пример составленной мной при помощи графического конструктора
Paint мнемотаблицы стихотворения В. Силина «Испугались зайца»:
Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное. Мнемотаблицы активизируют речь детей, они с желанием воспроизводят содержание сказок. (Сказка «Лисичка со скалочкой»).
Хочу отдельно остановиться на мнемотаблицах на тему «Природный мир», которые используются мной в образовательной деятельности с детьми.
Это таблицы – загадки. Вот одна из них:
Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.
Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка): Где живёт? (В лесу).
Ко второй (верхняя средняя клетка): Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).
К третьей (правая верхняя клетка): Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).
К четвёртой (левая нижняя клетка): Чем ест пищу? (зубами).
К шестой (нижняя правая клетка): Сколько лап у этого зверя? (четыре).
После отгадки картинка открывается.
Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы на домашних животных, на птиц, и т.д.
Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж.
Коллаж- лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.
Таким образом, можно прийти к выводу, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми среднего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает правильно использовать средства художественного выражения в своей речи. В тоже время, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только последовательную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет страх говорить, развивает смелость и уверенность в себе.
В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того,
основывается на комплексном подходе, включающем:
- решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;
- специальную организацию развивающей среды;
- развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.
Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Литература:
- Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : метод. рекомендации / Т. В. Большова. - Спб., 2005. - 71с.
- Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию: из опыта работы / Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание. -1982. - № 3.
- Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами : из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
- Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок : из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание № 2. - с. 18-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"
Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира....
Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».
«Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.l Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием прои...
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи
laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...
Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»
В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...
Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...