«Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми среднего возраста».
консультация по развитию речи (средняя группа)

Доронкина Анна Александровна

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_2022.docx719.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми среднего

возраста».

Актуальность проблемы:

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
  • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
  • Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

 На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей младшего дошкольного возраста – явление редкое.

При работе с детьми, мы часто сталкиваемся с тем, что у них недоразвитая речь, они с трудом пересказывают события своей жизни, не каждый может пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый

ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или

описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста

своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и

выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники, которые являются наиболее важными.

    Главным инструментом нашего разума является память. Чтобы память нас в самые важные мгновения жизни не подвела, необходимо постоянно её тренировать. В практике своей работы я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, толкование (разъяснение понятия), составление плана, повторное чтение с договариванием, дидактические игры и др.

    Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу и исходя из мнения великих педагогов, я и пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи помогут приемы мнемотехники при заучивании стихов, при пересказе художественной литературы.

   «Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».  К. Д. Ушинский

   Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

 Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

  Для детей средней группы используются мнемодорожки и мнемотаблицы. Их составление происходит при помощи символической аналогии. Символ это условный знак, какого – нибудь понятия, чего – нибудь отвлечённого. (С. И. Ожегов).

   Главной задачей моей работе является- познакомить детей с графическим способом предоставления информации.

   Знакомство детей с данным способом начинается с картинок. Из которых составляются мнемодорожки.

   Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлены схематически, в цветном виде, изображения стихов, сказок, пословиц, особенности времён года и т. д. Мнемодорожка несёт познавательную информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах.

   Начальный этап работы с мнемодорожками это рассматривание квадратов – картинок, составных частей будущей мнемодорожки. Например:

- Кто это? (Мышка).

i?id=455838247-36-72&n=21

 

- Где живёт мышка? (В норке).

              s320x240

  - Любимое лакомство мышки? (Сыр).

                        i?id=334179667-66-72&n=21

- Кого боится мышка? (Кошку).

 i?id=2273079-34-72&n=21

      Затем, эти картинки соединяются в единое целое. В результате получается мнемодорожка, которую в дальнейшем можно с успехом использовать для речевого развития детей. Мнемодорожку можно нарисовать самим или использовать для этого компьютерный графический редактор Paint.

    Хотелось бы рассказать о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Их использование облегчает и ускоряет процесс запоминания  и формирует приёмы работы с памятью. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

   Вот пример записи на мнемодорожку стиха Е. Серовой «Одуванчик»:

 i?id=110635154-67-72&n=21

i?id=132489453-58-72&n=21

i?id=86114242-41-72&n=21

i?id=13041246-28-72&n=21

i?id=224247899-40-72&n=21

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

   Мнемодорожки можно построить на темы: о птицах, об игрушках, о насекомых, об одежде, об овощах и фруктах, о временах года и т. д.

  При помощи мнемодорожек можно использовать алгоритмы процессов умывания и одевания. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию, легко её запоминает.

   Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, так как у детей остаются в памяти цветные образы: одуванчик жёлтый, мышка серая и т. п. Усложнять изображение персонажа, вводить его графический вид надо постепенно. Я начала переводить картинки частично в графический вид с детьми средней группы во 2-й половине года. Тогда же в моей практике появились мнемотаблицы.

   Если мнемодорожки состоят из малого количества информационных квадратов, то мнемотаблицы состоят из гораздо большего их числа. Для детей младшего и среднего возраста рекомендуемое их количество равно шести.

Мнемотаблицы могут быть:

      - предметные;

      - предметно- схематические;

      - схематические.

     Работа с мнемотаблицами осуществляется в три этапа.

         1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

         2 этап: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

         3 этап: После перекодирования идёт пересказ сказки или стиха, либо какой- то другой тематики.

    Вот пример составленной мной при помощи графического конструктора

Paint мнемотаблицы стихотворения В. Силина «Испугались зайца»:по грибы

     

Используя графическую аналогию, можно научить детей умению видеть самое главное. Мнемотаблицы активизируют речь детей, они с желанием воспроизводят содержание сказок. (Сказка «Лисичка со скалочкой»).

 

лисичка со скалочкой

 

 

   Хочу отдельно остановиться на мнемотаблицах на тему «Природный мир», которые  используются мной  в образовательной деятельности с детьми.

Это таблицы – загадки. Вот одна из них:

белочка

 

 Клеточка с изображением белки закрывается. Детям предлагается отгадать, какой это зверь.

Вопрос к первой картинке (левая верхняя клетка): Где живёт? (В лесу).

Ко второй (верхняя средняя клетка): Чем питается? (Шишками, орехами, грибами).

К третьей (правая верхняя клетка): Чем выкармливает своих детёнышей? (молоком).

К четвёртой (левая нижняя клетка): Чем ест пищу? (зубами).

К шестой (нижняя правая клетка): Сколько лап у этого зверя? (четыре).

 После отгадки картинка открывается.

Аналогичным способом можно составить мнемотаблицы  на домашних животных, на птиц, и т.д.

Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж.

Коллаж- лист картона (ватмана), где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.

 Таким образом, можно прийти к выводу, что реализация разработанной методики мнемотехники в практической работе с детьми среднего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает правильно использовать средства художественного выражения в своей речи. В тоже время, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только последовательную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет страх говорить, развивает смелость и уверенность в себе.

       В настоящее время использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Кроме того,

основывается на комплексном подходе, включающем:

   - решение в единстве коррекционно - развивающих задач, обеспечивающих социально- личностное, коммуникативное, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка;

  - специальную организацию развивающей среды;

  - развитие мотивационно - потребностной сферы речевой деятельности.

Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Литература:

  1.  Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : метод. рекомендации / Т. В. Большова. -  Спб., 2005. - 71с.
  2. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию: из опыта работы / Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание. -1982. - № 3.
  3. Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами : из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
  4. Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок : из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание № 2. - с. 18-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младших групп"

Консультация содержит материал из опыта работы с детьми. Мнемотаблицы помогут вопитателям повысить интерес детей к заучиванию стихов. пересказу сказок, а так же к познанию природного мира....

Тема: «Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми младшего возраста».

«Учите ребёнка, каким – ни будь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский....

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.l Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием прои...

Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи

laquo;Учите ребёнка каким–нибудь неизвестным ему пяти слова – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»...

Практикум – семинар «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47»

В настоящее время, одной из инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), целью которой является формирование у детей творческого мышления.ТРИЗ ...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...