Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2-3 лет в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении»
материал (младшая группа)

Луданная Светлана Ивановна

 В статье рассматриваются условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому саду. В целях профилактики и коррекции последствий неблагоприятной адаптации для родителей, воспитателей и специалистов, сопровождающих детей раннего возраста, предлагаются психолого-педагогические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_v_period_adaptatsii.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку 2-3 лет в период адаптации в дошкольном образовательном учреждении»

Аннотация: В статье рассматриваются условия воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. В статье анализируются три основные стадии адаптации детей к детскому саду. В целях профилактики и коррекции последствий неблагоприятной адаптации для родителей, воспитателей и специалистов, сопровождающих детей раннего возраста, предлагаются психолого-педагогические рекомендации.

Первый шаг в жизни каждого ребёнка – поступление в детский сад, который не всем деткам даётся легко и просто.

Для того чтобы период адаптации прошёл для ребёнка легко, нужно чтобы между воспитателями и родителями должны установиться дружеские, партнерские отношения. Каждому малышу рано или поздно приходится жить среди других людей, это необходимый этап.

Что же такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик, несомненно, является новым, ещё неизвестным местом, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация зависит от личностных особенностей ребёнка и психофизического состояния, от семейных отношений и условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребёнок привыкает по-разному.

Малыши 2- 3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациям общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Страхи – это одна из причин затруднённой адаптации ребёнка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуации в саду приводит к тому, что ребёнок становится более ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет, так как стресс истощается защитные силы организма.

Отсутствие навыков самообслуживания, осложняет пребывание малыша в детском саду.

Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых как позитивных, так и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – капризы, плач.

В следствие, как дети приспосабливаются к садику, различают три степени адаптации: лёгкую, среднюю и тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1- 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка радостное настроение и устойчиво – спокойное состояние. Активно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Быстро привыкает к новым условиям.

Во время адаптации средней тяжести, сон и аппетит восстанавливается через 20 – 30 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, но при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную активность и легче привыкает новой ситуации.

Тяжёлая степень адаптации приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У малыша наблюдаются протест, агрессивные действия, ему трудно общаться с другими взрослыми и сверстниками, отсутствует активность, тихий плач, хныканье, подавленность напряжённость.

Чтобы успешно прошла адаптация, используются стихи, песенки, потешки. Во время укладывания, обязательно петь колыбельную песенку. Иногда во время укладывания может звучать одна и та же спокойная музыка. Это помогает быстрее расслабиться особенно плаксивым детям. Так же дети лучше засыпают с любимой игрушкой, принесённой его родителями.

Ещё одним условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения малышей и успешной адаптации к условиям сада.

Ещё один немаловажный пункт привыкания - это режим. Для этого нужно приучать малыша к режиму дня, схожему в большей степени с режимом детского сада.

Завтрак 8-20 -8-40, обед в 12 -13 часов, сон в 13 до 15 часов; полдник в 15 часов, ужин в 17 часов укладывание на ночь не позднее 21- 22 часов. Стараться максимально придерживаться этого режима. Чтобы ребёнок не чувствовал себя не комфортно, желательно приучить его к горшку, отучить от пустышки.

В 1й день пребывания – родители приводят ребёнка к 9 часам на прогулку, и забирают после. Затем в течение недели приводят малыша и оставляют в саду до обеда, а воспитатели наблюдают за ним и в зависимости от поведения (привыкания, эмоционального настроения) сообщают родителям, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на весь день..

Как только ребёнок заплакал, у родителе возникает вопрос : «Как быть?». Это же очень хорошо, когда малыш плачет, большую тревогу вызывают тихие детки, ведь они все держат в себе. Ребёнок плачет – и успокаивается эмоционально, он даёт «сигнал» обратить на него внимание. Со всей ответственностью можно сказать, что плачущие по началу детки в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

Взрослым необходимо помочь своим малышам преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Малыши раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заряжаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться родителями при подготовке малыша в сад. Очень важно, чтобы первый опыт пребывания в детском саду малыш приобрёл при поддержке близкого человека.

Как родители могут помочь своему малышу в период адаптации:

Расширять круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание малыша на действия и поведение посторонних людей, говорить положительное отношение к ним;

Развивать подражательность в действиях ребёнка: (полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчик)

Учить обращаться к другому человек, делиться игрушками, жалеть того, кто плачет;

Не говорить малышу о том, что вы сожалеете о том, что отвели его в сад. Некоторые родители видят, ребёнок недостаточно самостоятелен в группе, например не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить малыша в сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребёнка от себя;

Приучать малыша к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад малыш должен уметь:

  • Самостоятельно садиться на стул;
  • Самостоятельно пить из чашки;
  • Пользоваться ложкой
  • Активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают, прежде всего сами родители. Требования к малышу должны быть последовательными и доступными. Тон, которым обращаетесь к малышу должен быть ласковый, дружественный, чтобы малыш не боялся того что от него хотят.

При переходе к новому укладу жизни ребёнка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища. Поэтому старайтесь уделять малышу больше внимания дома, читайте, играйте, смотрите мультики, делайте домашнюю работу. Хвалите вашего малыша, каким он стал сильным, смелым, как пошёл в детский сад, каким он стал умелым и умным, как многому научится в детском саду. Будьте терпеливы, доброжелательны, нежны, чтобы избежать стресса, связанного с поступлением в сад.

Список литературы.

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.

3. Алямовская В.Г. Ясли это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.

6. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Собр. Соч. в 6т. - М.: Педагогика, 1984. - 356с.

7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

8. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

9. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду"

У каждой мамы задолго до  момента поступления в  детский сад возникает страх и неуверенность: как, такой домашний, единственный и любимый малыш останется без меня в незнакомой для него обста...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку в период адаптации к ДОУ»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, кото...

Консультация для родителей : “ Как помочь ребёнку в период адаптации”

Как же помочь ребёнку легче адаптироваться к детскому саду?Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: детский сад — это тако...

Сказкотерапия для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в дошкольное общеобразовательное учреждение.

Сказкотерапия для детей  младшего дошкольного возраста в период адаптации в дошкольное общеобразовательное учреждение....

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях и ограничениях применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения. ...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку в осенний период избежать простуды"

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку в осенний период избежать простуды"...