"Игры на развитие слуховых восприятия, памяти, внимания у будущих первоклассников".
материал (подготовительная группа)

В данном материале представлены игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Развитие этих познавательных процессов будет способствовать успешному огбучению в школе, поскольку большое количество информации будет даваться на слух. Необходимость играть в эти игры обусловлена ещё и тем, что в настоящее время дошкольникам  очень мало читают книг. В связи с этим дети не умеют слушать, воспринимать и запоминать информацию на слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие слуховых восприятия, памяти, внимания у будущих первоклассников.

Уважаемые родители и педагоги, ваши дети  скоро пойдут в школу и для их  успешного обучения необходимо, чтобы дети  имели хорошо  развитое слуховое восприятие и слуховую память. Обучение младших школьников  во многом будет опираться на наглядность, но также большое количество информации они будут воспринимать своими ушами. Диктанты, счёт на слух, выполнение инструкций (откройте учебник на странице 12 и найдите упражнение 3), умение различать голос учителя среди других фоновых шумов (ветер, гул транспорта за окном,  шуршание бумаги другими учениками) – всё это потребует от ваших  будущих  учеников хорошо развитых слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.

 Для развития ваших будущих первоклассников  я хотела бы предложить вам различные игры и упражнения, которые смогут помочь вашим будущим ученикам развить слуховое восприятие, внимание и память.

Задачи

Игры

Развитие слухового восприятия (сначала ориентировка на слуховые раздражители, затем различение звуковых характеристик предметов и явлений)

Восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо-громко, близко-далеко, быстро-медленно, долго-кратко);

Различение ритма

1.Игра «услышал – беги или иди» :

 Для игры  необходим  бубен или другой музыкальный инструмент .

Инструкция: при тихом звучании – идти на носочках,  при громком – полным шагом, при очень громком – бежать».

2. Игра «Сломанный телефон»

3.Игра «Сделай, как я»: взрослый предлагает закрыть глаза и послушать какой-либо звук (чихание, кашель, сопение, цоканье) и предлагает ребёнку повторить такой же звук

1. Игра «Три медведя» : Взрослый предлагает детям вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: медведь-папа (низкий голос), медведь-мама  (голос средней высоты), мишутка (высокий голос).

2. «Азбука Морзе» : взрослый отстукивает ритм и просит отстучать точно такой же. Можно зашифровать какие-то послания или инструкции через ритм : например, по сигналу 2 хлопка – 1хлопок – идём гулять, 2хлопка-2хлопка – садимся кушать

Опознание предметов по звуковым характеристикам

1.Игра «Угадай, на чём играли»:  играть на различных инструментах и отгадать, на каком именно

Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам

1.Игра «Угадай, что в бутылке» : (несколько бутылочек одинаковой формы наполнить разным материалом (крупой, горохом, гвоздями, песком, камешками, монетами) и приготовить карточки с изображением наполнителей. Нужно угадать, что находится в бутылочке. При необходимости заранее детей познакомить с содержанием

Восприятие пространственного местоположения звучащего предмета и ориентировка в пространстве

1.Игра «Что это за звук и откуда он?»:

Участников знакомят со звучанием предметов. Водящий раздаёт игрокам предметы (полиэтиленовый пакет, чашка с ложкой, мобильный телефон, бусы, конфеты и т.д.), которыми они будут издавать звук в игре. Водящий встаёт в центре,  а игроки вокруг него на расстоянии 2-3 метра. Водящему закрывают глаза и он дожжен определить, откуда идёт звук и что за звук.

Слухоречевое восприятие

1. Игра «Смешное название» : нужны карточки с изображением разных предметов (банан, картина, клетка, чашка, ручка, машина, апельсин, мяч, зубы, дверь, витамины, альбом, рюкзак, куртка, пульт, паста) и фишки белого и красного цвета (или квадраты жёлтого и коричневого, или круги ...) Инструкция : взрослый называет слова правильно (банан) и неправильно (бамам). Если правильно названо слово, то ребёнок должен положить белую фишку слева, если неправильно – то справа.

  2. Игра «Четвёртый лишний» Инструкция: взрослый повторяет слова, одно из них отличается. Нужно назвать его.

«Канава –канава –какао – канава.

Ком-ком-ком-кот.

Винт-винт-бинт –винт».

3. Игра «Ласковые и страшные слова» Придумай: дом-домик-домище, слон-слоник-слонище.

4.  Игра «Поиграй в поэта» - подбор рифм.

5. Игра «Повтори скороговорку» :

«В норе шуршат шестеро мышат».

«Надела трясогузка сиреневую блузку».

«Этот бублик стоит рублик».

Развитие слухового внимания.

  1. Игра « Если звенит – поверни налево, если хлопок – поверни направо»

Развитие слухоречевой памяти, ассоциативные связи между словами

1.Игра «Восстанови пропущенное слово» : взрослый зачитывает 5-7 слов, знакомых детям и не имеющих смысловой связи между собой. Затем при повторном чтении пропускает одно слово»

Другой вариант игры «Восстанови пропущенное слово» : при повторном прочтении одно из слов заменяется другим из той же тематической группы или словом, близким по звучанию. Например: корова- телёнок, стол-стул. Игроки должны найти ошибку.

Развитие слухоречевой памяти

Учить запоминать слова по нужной теме. Классификация.

1.Игра «Запомни нужные слова» : Ведущий зачитывает текст или стихотворение (например, : сказку «Федорино горе»).  Нужно запомнить слова, которые обозначают одежду (посуду, транспорт, растения)

Развитие способности к воссозданию мысленных образов

  1. Учить придумывать ассоциации и запоминать нужный материал
  2. Учить придумывать истории для развития памяти

1.Игра «Представь себе»  «Услышав (увидев) каждое слово , представьте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и др.

Слова: бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье и др.

2.Игра «Сочини историю» Внимательно посмотреть на табличку . В ней беспорядочно размещены различные предметы. Теперь попробуйте придумать историю

Развитие оперативной памяти

Учить детей повторять слоги (3, 4) в определённой последовательности

1.«Что сказал инопланетянин»:  взрослый предлагает повторить за ним три-четыре слога, например:  ба-бу-да; ту-на-чо;; и т.д.

Развитие слухоречевой памяти

Ассоциативные связи между словами, пассивный и активный словарь, воображение.

Развитие слухоречевой памяти, вербально-логического мышления, пассивного и активного словаря.

1.Игра "Повтори и продолжи" . Инструкция: "Я скажу слово, а ты повтори и добавь своё слово ( по теме или признаки), следующий повторяет моё, твоё слово и добавляет третье слово. Итак, все по очереди продолжают:

  1. яблоко-яблоко, груша, яблоко, груша, апельсин.
  2. арбуз – арбуз зелёный, полосатый - арбуз зелёный, полосатый,  круглый -…. арбуз зелёный, полосатый, круглый,  большой, сочный, сладкий.
  3. Зайчик- весёлый зайчик- весёлый зайчик идёт – весёлый зайчик идёт в гости и т.д.

2.Игра «Как называется?»  В наличии нужно иметь карточки с изображением различных предметов. Ведущий описывает предмет и предлагает ребёнку определить. что это: - Это предмет, которым едят суп.- Ложка. – Это часы, которые помогают проснуться – будильник. и т.д.

Уважаемые родители и педагоги, успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового восприятия и внимания на звукоподражаниях у детей с алалией младшего дошкольного возраста

Развитие слухового восприятия и внимания на звукоподражаниях у детей с алалией младшего дошкольного возраста. Занятие расчитано для детей с задержкой речегого развития....

Статья "Дидактическая игра — средство развития у малышей памяти, внимания, восприятия цвета и формы"

«Говорят, что все дети талантливы. Правда ли это? И если да, то почему  же так мало талантливых взрослых? Да потому, что мы далеко не всегда умеем развивать детские способности...Что бы реализова...

Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ

Картотека игр и упражнений по развитию слухового восприятия и внимания  у детей с ОВЗ...

Игры на развитие психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов....

Какие звуки нас окружают. Бытовые звуки. Игра на развитие слухового восприятия и внимания.

В презентации представлены звуки и иллюстрации бытовых звуков....

картотека игр и упражнений для развития слухового восприятия и внимания у детей с ОВЗ

игры и упражнения для детей с ОВЗ для развития внимания и восприятия...

Игры для развития слухового восприятия и внимания

В данном материале представлены игры на развитие слухового восприятия и внимания...