Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Шередина Екатерина Викторовна

Разработанное пособие по сенсорному воспитанию способствует расширению кругозора ребенка, его внутреннего мира, развивает мелкую моторику рук, углубленно знакомит со свойствами предмета: формой, величиной, размером и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста

Цель: формирование и развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи:

1.Формировать сенсорное представление детей младшего возраста внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете.

2.Систематизировать знания детей по развитию сенсорных способностей средствами дидактических игр.

3.Подобрать и разработать материал в соответствии с возрастом.

4.Пополнить предметно-развивающую среду дидактическими играми, пособиями на развитие мелкой моторики рук и сенсорных способностей.

5.Развивать стремление к познанию.

6.Развивать мелкую моторику рук.

На сегодняшний день одной из главных задач воспитателя является создание условий для проявления личностного потенциала ребенка.

Дидактическая игра выступает эффективным средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни у ребенка.  

Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Игра помогает лучше усвоить задачи, поставленные перед воспитателем и детьми. Включение дидактических игр расширяет возможности сенсорного воспитания

Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают «целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)». Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях.

С помощью игр – занятий мы воспитатели не только передаем определенные знания, формируем представления, но и учим детей играть. Основой для игр детей служат выраженные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами и их заменителями. Важно, чтобы созданные условия применялись детьми в самостоятельных и творческих играх.

Предлагаю вам игры, отвечающие эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям. В разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях. Дидактические игры можно сделать самим, из подручных средств.

Для работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста, мною была разработано методическое пособие дидактических игр, которое использую в разные режимные моменты, на занятиях, на прогулках, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

С помощью методического пособия дидактических игр, направленных на развитие сенсорного восприятия, дети научатся:

- различать основные цвета, познакомятся с формой предмета, величиной;

- развивается любознательность, внимание, творческие способности, мелкая моторика рук, память, сообразительность.

Младший возраст – это наиболее благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период очень важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Разработанное пособие по сенсорному воспитанию способствует расширению кругозора ребенка, его внутреннего мира, развивает мелкую моторику рук, углубленно знакомит со свойствами предмета: формой, величиной, размером и т.д.

Учиться играя! Именно, для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют и не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками и умениями.

         Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий. Содержание формулируется как цель и преподносится ребенку как игровое задание. Они выполняют игровые действия, тем самым вовлечены в познавательную деятельность. Воспитатель выступает как организатор.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Игра № 1

«Осенние листочки»

Цель игры: Способствовать развитию умения называть и узнавать цвета (желтый, красный), а также правильно подбирать их .Развивать мелкую моторику рук пальцев.

Материал: Квадрат, разделенный на две половинки, в котором нарисованы контуры деревьев желтого и красного цвета, картинки-листья соответствующие определенному цвету.

Ход игры: Воспитатель рассказывает и показывает картинку с деревьями, наступила осенняя пора, и подул сильный ветер, все листики разлетелись, просит помочь найти листикам свое дерево.

Падают, падают листья!

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Игра № 2

«Соберем елочки»

 Цель игры:

Развитие сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитывать умение группировать предметы по величине. Упражнять в приеме наложения деталей, приставления друг к другу. Развивать мелкуюмоторику рук, творческое воображение.

Материал: 2 конверта, елочки разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми раскладывает елочки на группы: большие и маленькие. Рассматривая размеры елочек, сравнивает, прикладывает. Взрослый активизирует речь детей.

Игра № 3

«Найди щенку будку»

Цель игры: Формировать умение находить предметы нужного цвета, соотносить по признаку цвета, разные предметы (ошейник и будка).Развивать мелкую моторику рук.

Материал: Будки вырезанные из цветного картона желтая, красная, синяя. Щенки с ошейниками таких же цветов, как и будки.

Ход игры: Картинки будки, щенки разложены на столе. Дети выбирают щенков и ставят рядом около соответствующей будки. Цвет ошейника должен соответствовать цвету будки.

Игра № 4

«Подбери колеса машинкам»

Цель: формировать умение подбирать предметы по цвету и размеру, воспитывать интерес к совместным играм, узнавать и называть основные цвета. Развивать сенсорное восприятие.

Материал: картинки плоскостных машин основных цветов, круги вырезанные из цветного картона, таких же цветов (по 2 штуки каждого цвета), для колес.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение:

Машинок много у меня

Есть красные, зеленые

И каждый день их в садик я,

Ношу, чтоб поиграли и друзья!

На столе разложены машинки. Воспитатель спрашивает у детей: «Что лежит на столе? Машинки! Чего не хватает у машин? Дети отвечают-колес, давайте подберем колеса по цвету машин; подбирают, называют цвета.

 

Игра № 5

«Волшебные игрушки»

Цель:развивать у детей ориентировку в пространстве и овладению словами, обозначающими пространственное расположение предметов.

Материал:резиновые игрушки.

Ход игры: воспитатель на столе расставляет игрушки (резиновые).предлагает детям запомнить расположение предметов, просит закрыть глаза ладонями, в это время расположение игрушек воспитатель меняет. Ребёнок должен показать, где стояла игрушка раньше.

Игра № 6

«Шнуровка-фрукты»
Цель: формировать умение выполнять действия со шнуровкой, развивать сенсорные способности, мелкую мускулатуру рук, воображение.

Материал: картинки яблоко, груша вырезанные из цветного картона, шнурки соответствующего цвета.

Ход игры:
Воспитатель предлагает детям, используя шнурки определенного цвета зашнуровать картинки (яблоко-зеленым, грушу-желтым).

Игра № 7

«Прищепки-потеряшки»

Цель: ориентировка в цвете, развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику рук, творческое воображение, логическое мышление.

Материал: подобрать заготовки картинок зайчик, белочка, львенок, петушок вырезанные из цветного картона, для эстетичности и много разового использования - ламинированные.

Ход игры: Детям предлагается подобрать по цвету прищепки, закрепить их на мордочку или хвостик животного, воспитатель интересуется, как

называется животное, каким цветом (т.е зайчику, белочке ушки, львенку гриву, петушку перышки).

Игра № 8

«Пуговицы-потеряшки»

Цель:Развивать сенсорное восприятие, зрительную моторику, учить подбирать предметы по размеру, по цвету, закреплять слова «больше», «меньше»

Материал:Пуговицы большого и маленького размера. Баночки красного и синего цвета.

Ход игры:Педагог просит у детей помощи, ребята нужно отремонтировать одежду куклам, необходимо пришить оторвавшиеся пуговицы, но они все перемешались. Давайте переберем пуговички и разложим маленькие и большиепуговицы по баночкам. Большие положим в красную, а маленькие - в синюю баночку.

Игра № 9

«Найди и покажи»

Цель: закреплять понятие длинный-короткий, закрепить представление детей о цвете, длине, о назначении ленточек, способствовать познавательной деятельности детей.

Материал: ленточки разных размеров (длинные и короткие)

Ход игры:

С ленточками как радуга,

Будем мы играть!

Ленточками яркими

Будем мы махать.

Воспитатель разлаживает ленточки разных размеров т.е длинные и короткие, просит детей отобрать ленточки короткие, ленточки длинные, разложить их, сравнить по величине.

Игра № 10

«Спрячь зайку»

Цель:развивать сенсорные способности детей, закрепить знания основных цветов, находить цвет по образцу. Воспитывать умение у детей слушать воспитателя, играть сообща.

Материал: заламинированные плоскостные домики четырех цветов, на которых наклеены зайчики, четыре кружка соответствующего цвета картинка волк.

Ход игры: Педагог спрашивает у детей кого больше всего боится зайчик? Конечно волка- отвечают дети. Разлаживает на столе домики с зайчатами, предлагает найти окошки соответствующего цвета чтобы спрятать зайку от волка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Данный материал поможет педагогам, родителям и специалистам создать условия для развития сенсорного воспитания детей и развитию мелкой моторики рук....

Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Подборка дидактических игр по сенсорному развитию....

Дидактическое пособие «Сказка про Топтыжку» (дидактические игры в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста)

Использование в работе  дидактического пособия  «Сказка про Топтыжку» педагога Мрочковской Е В,  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детского сада...

Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.       Сенсорное развитие ребёнка  -  это развитие его восприятия и формирование представлений...

Дидактические игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Предлагаю Вам игры, которые помогут развить тактильные способности, умение соотносить геометрические фигуры с формой конкретных объектов, умение классифицировать, выкладывать объекты в порядке возраст...

Обобщение опыта работы на тему «Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»   сообщение Савидовой Надежды Юрьевнывоспитателя группы общеразвивающей направленности от 2- до 3- лет...