Консультация для родителей «Секреты сочинения сказки.»
консультация (старшая группа)

Ключникова Оксана Викторовна

Консультация для родителей

«Секреты сочинения сказки.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_1.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Секреты сочинения сказки.»

Вы пробовали с детьми сочинять сказки? Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребёнка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребёнка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребёнка чувство своей успешности.

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространён в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт. Попробуем возродить и посмотреть, что из этого получится?

Секрет 1: Как научить строить сюжетную линию сказки. Сочините вместе с детьми сказку о приключениях осеннего листочка. Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, малыш вспомнит признаки осени, научится использовать имеющиеся у него знания об осени в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом! Обязательно обсудите ещё до сочинения, о чём будет Ваша сказка. Спросите ребенка: -«Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клёна или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя» -«С чего начнётся наша сказка?» -«Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелётными птицами? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнёт беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывёт по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, берёзкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенёк и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесёт ветром в беличье дупло, и он подружится с белочкой?» -«Чем всё закончится?» Такое простое планирование сказки поможет ребёнку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет лёгким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным. Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чём в ней говорится. Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить, как называются любимые сказки и мультфильмы ребёнка.

        Секрет 2: Как научить ребёнка рассказывать свою сказку. После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом. Если ребёнку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз, как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»                                                        

    Секрет 3: Всем советую использовать! Приём диктовки сказки взрослому. Записывайте получившиеся сказки под диктовку ребёнка. Такой приём «диктовки» ребёнком взрослому развивает речь так, как её не разовьёт никакой другой приём. И дело тут в том, что малыш ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое своё слово! Этим приёмом мы готовим переход от устной речи к письменной! Когда ребёнок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он ещё не в состоянии построить! То есть диктовка текста — это как бы «планка» роста для малыша! Если малыш много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить. Как по-другому можно сказать?». Вместе с малышом подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась. С помощью приёма диктовки ребёнком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьёте связную речь, но и внесёте весомый вклад в успешную подготовку ребёнка к школьному обучению.

 Секрет 4: Оформляйте детские сказки в самодельные книжки. Складывается лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая страница – обложка. Её рисует ребенок. На обложке подписывайте название нашей сказки. Обязательно выбирайте такое название, чтобы из него было понятно, о чём говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: её начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвёртая страница). Под диктовку пишите текст внизу страницы. А ребёнок рисует рисунки. Ребёнок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить, ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребёнку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать! Маленькие дети, с удовольствием будут сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!                                                                            

Секрет 5: Примерные темы осенних сказок для малышей. Если Вам понравилось сочинять сказки о природе, то вот примерные темы осенних историй, которые нам с детьми полюбились. Может быть, и Вам они придутся по душе и вдохновят на творчество: «Приключения осеннего дождика», «О чем прошептала рябина», «Почему дуб осенью зелёный?», «Как белочка готовилась к зиме», «Приятный сон осеннего дерева», «О чём говорят деревья в лесу осенью?», «Что вчера мне рассказал осенний ветер?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Секреты вежливого воспитания ребёнка"

Родители всегда являются примером для своих детей.Если ребёнок постоянно слышит в свой адрес вежливые слова, то они обязательно появятся в его речи....

Консультация для родителей "Секрет волшебных слов".

Каждый помнит, как в детстве наши мамы нам делали массаж - игру "Рельсяы-рельсы, шпалы-шпалы ехал поезд запоздалый..."...

Консультация для родителей "Секрет воспитания"

Уважаемые родители! Не раз вы задумывались: "А правильно ли я поступаю в вопитании ребенка?"  Многие из вас мечтали узнать секрет воспитания. Все ответы - в моей консультации....

Консультация для родителей "Секрет семейного счастья"

Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания, в этой статье можно узнать, как построить "Дом счастья"!...

Консультация для родителей "Секреты воспитания"

В данной статье собраны некоторые ключевые моменты воспитания детей, которые волнуют родителей....

Консультация для родителей "Секреты логопедической группы"

Консультация для родителей начинающих посещать логопедическую гркппу....

Консультация для родителей: «Значение сочинения сказок в развитии речи детей»

В настоящее время существует проблема: у детей, поступающих в детский сад, недостаточно развиты навыки речевой деятельности. Вызывает тревогу и тот факт, что большинство детей среднего и старшего...