Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»
консультация (старшая группа)

Ключникова Оксана Викторовна

Консультация для родителей

«Сочиняем сказки вместе с детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сочиняем сказки вместе с детьми»

       В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов, сочинение сказок и историй рассматривается как проявление самостоятельной художественной деятельности детей. Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

         Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития.                                              

  Ведь чтобы хорошо связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа, уметь планировать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

          Очень важно, чтобы родители и воспитатели после чтения сказки обсуждали с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, а дети учились думать и выражать свои мысли в творчестве. Вопросы, игры и творческие задания развивают воображение и интуицию, ловкость и глазомер; учат общению и наблюдательности; воспитывают чувство взаимопомощи; помогают ребенку глубоко и активно постигать основы родного языка, математики, искусства.

         Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

 При этом учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.

          Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.

С чего начать?

Сочинять сказки можно между делом, на ходу. Ведь когда руки заняты

хозяйством, голова свободна для творчества. Малыш с удовольствием

поучаствует в разработке сказочного сюжета и в игре, незаметно пополнит свой

словарный запас, закрепит грамматический строй речи, и, что самое главное,

поупражняется в искусстве рассказчика (устная монологическая речь).

   Рассмотрим отдельный метод и прием работы со сказкой.

Моделирование сказок.

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

         В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей цветные кубики. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев. Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых кубика разного диаметра, а в сказке «Теремок» - кубики разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).

Выразительные движения.

       Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".

· Рассказать знакомую сказку по кругу.

· Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

· Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

· Придумывание своей сказки "Огурчик" (по аналогии).

· Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

· Разыгрывание придуманных сказок. И так далее.

Могут быть и другие творческие задания: Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.

Сказки о бытовых предметах - началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало, сказочное продолжение.

Узнай сказку по песенке героев:

***Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и медведь")

***Козлятушки, ребятушки!

      Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят")

Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

  Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»

В этой консультации идет речь о том, как сказки помогают развить в ребёнке воображение, мышление, речевое творчество и умение придумывать сказки самому. Родителям даны советы, как помочь ребенку...

Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»

Консультация для родителей по речевому развитию детей....

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть1

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»Часть1[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23466226","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть2

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945146","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]         ...

консультация для родителей "СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"

как развить у ребёнка творческое мышление...

Консультация для родителей "Сочиняем сказки вместе с детьми"

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим ми...