Консультация для родителей: «Игра и ее роль в семейном воспитании».
консультация (средняя группа)

Маклакова Елена Васильевна

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

                                                                                      В.А. Сухомлинский.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Все о игре и семье.28.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

                                                                                      В.А. Сухомлинский.

Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения». Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствам общения.

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок - это, без сомнения, играющий ребенок. Игра  - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т. к. именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей - взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности.

Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям. В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых),

                                   Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеряемые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».

 Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку.      Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью.

В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим. Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание детских пластинок, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство. Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая особого значения ее воспитательной роли: «В первую очередь игра знакомит ребенка с окружающим миром, а потом воспитывает разные навыки», «По-моему, игра важна для развития», «Для сына игра – что для меня работа», «Играя, они привлекают к труду».

Игра и игровое общение с ребёнком в семье - это забота о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создание благоприятной игровой среды дома, позволяют ребенку передавать впечатления и знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Очень важно, чтобы взрослый в семье принимал участие в игре с ребенком показывая малышу игровые способы, понимал важность игры для малыша. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Таким образом, чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. Именно участие в игре взрослого наравне с ребенком дает малышу возможность почувствовать, что мама и папа такие же, как он, им можно доверять.

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому не использовать её, как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, и как всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино.

        С раннего возраста любознательный непоседа исследует все, что происходит вокруг него, а родители становятся участниками этого увлекательного процесса. Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе игр малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать,

                                   Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

что игра для малыша – это машина времени: она дает ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через несколько лет.

    Дидактическая игра вносит неоценимый вклад в развитие и воспитание детей. Благодаря ей можно не только воздействовать на общее развитие малыша, но и успешно корректировать его характер. Мягко направлять неутомимую энергию в нужное русло, превращая, к примеру, излишнюю агрессивность в умение постоять за себя, воспитывая в маленьком человеке внимательность, любознательность, инициативность, смекалку….

В игре ребенка привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Любой дидактической игре присуща определенная структура, отличающая ее от иной деятельности. Структурными компонентами выступают:

  • игровой замысел
  • действия
  • правила игры.

Как правило, замысел игры выражается ее названием.

 Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. (Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется быть первым. Но желание играть и играть вместе, постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.)

Финалом, придающий дидактической игре законченность - является результат, и одновременно решение поставленной задачи. Он дает детям чувство морального и умственного удовлетворения. В дидактической игре важны все элементы, а отсутствие любого ведет к ее разрушению.

Занимаясь с детьми, надо помнить, что игры, какими бы интересными они не были, не должны превышать по времени 10-15 минут. Очень важно, чтобы за этот период не снизилась активность деток и не ослаб их интерес.

Во время коллективной игры следует учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: одному стоит дать задание полегче, другому, напротив, можно его усложнить. Кому-то для успешного решения задачи

                                   Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

понадобятся наводящие вопросы и подсказки, а кто-то справится с ней без посторонней помощи.

Организация проведения дидактической игры проходит с использованием трех основных направлений: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ результатов.

Подготовка к проведению игры включает в себя:

  • выбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • определение места и роли игры в системе обучения и воспитания
  • установление соответствия отобранной игры  программным требованиям воспитания и образования
  • определение количества играющих
  • определение наиболее удобного времени игры в режиме дня.
  • выбор места для игры
  •  подготовка игрового оборудования, дидактического материала
  • подготовка к игре воспитателя (нужно знать ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой)
  • подготовка детей к игре (обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи)

Проведение дидактических игр:

  • ознакомление детей с содержанием игры, дидактическим материалом, который будет использоваться в игре.
  • Объяснение хода игры и правил. Обращается внимание на поведение детей и четкое исполнение правил.
  • показ игровых действий, в процессе которого взрослый учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату
  • определение роли родителя или воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, взрослый направляет действия играющих
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в

                                   Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

  • самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов необходимо подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

По окончании игры у детей необходимо поинтересоваться, понравилась ли им игра, пообещать еще поиграть в новую.

Проводя дидактические игры необходимо учитывать следующие условия:

  • отчетливо, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;
  • вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
  • давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
  • варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Важным условием проведения дидактических игр является самостоятельность ребенка. Взрослый может только помочь и направить, но не делать задание за ребенка. Обучение должно проходить незаметно для ребенка в игровой форме и непринужденно.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

 а) с игрушками и предметами;

 б) настолько-печатные;

 в) словесные.

 

Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

 В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

   Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

   Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Отличие развивающих и дидактических игр состоит в том, что дидактическая игра всегда несёт в себе две функции (1ая и главная – обучающая, 2ая – развивающая), а развивающая игра почти всегда имеет только одну функцию – развития (познавательные психические процессы и разные анализаторы). Поэтому дидактическая игра всегда являются одновременно и развивающей, а развивающая игра далеко не всегда может быть дидактической.

Для правильного планирования дидактических игр, прежде всего, надо самому взрослому убедиться в неоценимой пользе игры в нравственном и умственном развитии и воспитании детей. Только в этом случае дидактическая игра может быть союзником во всем учебно-воспитательном процессе.

     Опыт работы показывает, что малыши овладевают новыми умениями и навыками, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувства радости, удовольствия. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет.

Показатель правильно организованной игры детей – их настроение, разнообразное использование основных навыков, положительных взаимоотношений, частые обращения ребенка к взрослому по поводу игры, достаточное количество соответствующих речевых реакций, сопровождающих самостоятельную деятельность ребенка.

     В практике семейного воспитания отмечается несколько направлений в руководстве детской игрой. Одни родители вообще не интересуются, как и во

                                   Маклакова Е.В., воспитатель МКДОУ «Детский сад №14 «Алиса»

что играют их дети. Другие, наоборот, слишком регламентируют игру, превращая ее в занятия, берут инициативу на себя.

    Вступая во взаимоотношения с ребенком по ходу игры, они не умеют стать равными партнерами, сохраняют позицию старшего, не берут на себя роль, а подсказывают, командуют. В результате игра теряет воспитательную ценность, превращается в упражнение, скучное нравоучение. Некоторые родители берут на себя второстепенные роли, реализуют все предложения ребенка и не влияют на игру.

   Родители могут руководить сюжетно-ролевой игрой ребенка исходя из своих наблюдений за его деятельностью, из сопоставления его поведения в игре с поведением сверстников.

Итак, роль игры в семье выступает важнейшим звеном в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра и её роль в семейном воспитании

Игра, так же как ученье и труд, - это вид деятельности ребёнка, в процессе которой формируется его личность....

Консультация для родителей «Игра и её роль в семейном воспитании»

Консультация для родителей "Игра и ее роль в семейном воспитании" Отражая окружающую жизнь, игры развивают творческое отношение детей к жизни....

Консультация для родителей «Игра и её роль в семейном воспитании».

«Игра-это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятии об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательнос...

Консультация для родителей «Игра и её роль в семейном воспитании».

«Игра-это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятии об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательнос...

Консультация для родителей младшего дошкольного возраста по искусству семейного воспитания.

Данная консультация может быть полезна для родителей младшего дошкольного возраста. Эти рекомендации предлагает педагог и психолог Шалва Александрович Амонашвили....